№4, 2019/Книжный разворот

Stuart Sillars. Shakespeare and the visual imagination

Книга профессора Бергенского университета С. Силларса посвящена проблеме «визуального воображения» в литературе XVI века в целом и в творчестве У. Шекспира в частности. «Визуальное воображение» — категория, объединяющая идейный, текстуальный и сценический пласты шекспировского текста, заставляющая по-новому взглянуть на известные сюжеты и открывающая большое поле для дальнейших исследований.

Книга состоит из девяти глав. Первая имеет вводный характер, последняя подводит итоги, оставшиеся посвящены «визуальному воображению» в шекспировских пьесах. «Укрощение строптивой», «Бесплодные усилия любви», «Ричард II», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы», «Тит Андроник», «Как вам это понравится», «Зимняя сказка» — вот далеко не полный перечень пьес, которые анализирует Силларс.

Предваряя анализ отдельных произведений, автор перечисляет те категории визуальной культуры, которые могут объяснить мир шекспировских пьес. Это картины, гравюры, эмблемы, книги и др. Вместе с ними автор выделяет теоретические понятия, способные помочь при анализе конкретных произведений. Пожалуй, главными среди них следует считать два термина, восходящие к ренессансной риторике, — copia и ethopoeia. Так, представление о ренессансной copia, которое Силларс иллюстрирует, обращаясь к аллегорической картине «Сэр Джон Латтрелл», cтановится рефреном для всего исследования. Джон Латтрелл изображен в позе Нептуна, он участник победной битвы при Пинки. Картина изобилует латинскими надписями.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2019

Цитировать

Рыбко, И.А. Stuart Sillars. Shakespeare and the visual imagination / И.А. Рыбко // Вопросы литературы. - 2019 - №4. - C. 280-283
Копировать