№5, 1968/На темы современности

Стратегия литературного процесса

Стратегия литературного процесса

Прежде всего должен совершенно искренне поблагодарить всех собравшихся за очень интересный разговор, который тут происходил. Он был для нас весьма полезен, хотя, должен сказать, в критической своей части звучал значительно мягче и сдержаннее, чем мы привыкли говорить о своей работе у себя в коллективе журнала.

Минувший год был для всех нас чрезвычайно ответственным, сложным; естественно, каждый журнал, в том числе и наш, стремился встретить пятидесятую годовщину советской власти крупными, значительными произведениями.

Но тут нас подстерегала определенная опасность: мы могли слишком сузить сферу выбора произведений, сделать юбилейную тему единственным критерием отбора. И я считаю, что мы правильно сделали, не поставив перед собой таких строгих, но удобных границ, хотя, повторяю, чувство особой требовательности при отборе произведений, конечно, у всех нас было повышенное.

Задолго до наступления 1967 года мы начали обдумывать стратегию журнала: как строить его в юбилейном году.

И решили: юбилейный характер будут носить материалы не одного только октябрьского номера. В течение всего года, из номера в номер публиковали мы вещи, связанные с 50-летием Октября. Уже праздничной обложкой первой книжки редакция журнала подчеркнула вступление в пятидесятый год существования советской власти. Таким образом, мы принимали определенные обязательства перед читателем на юбилейный год.

Какие же крупные прозаические произведения мы опубликовали в минувшем году?

Прежде всего я думаю, что надо по достоинству оценить роман В. Смирнова. Уже не первый год мы даем на страницах журнала его огромную эпопею, посвященную судьбам русского крестьянства, социальной перестройке деревни. Это одна из крупнейших работ нашей литературы на эту тему. Она еще не завершена, и мы будем продолжать ее публикацию. Можно иметь разные эстетические вкусы, но я думаю, что с этим согласятся все: В. Смирнов – крупный советский прозаик, со своим своеобразным подходом к материалу, со своей индивидуальной поэтикой. И я считаю, что публикация его произведения стала стратегическим успехом нашего журнала.

Судьбы крестьянства исследует, – и тоже по-своему, уже в романтическом ключе, – в повести «Щедрый вечер» один из крупнейших украинских прозаиков – М. Стельмах. Мы давно «преследовали» этого писателя и считаем его повесть удачей нашего журнала.

Далее. В юбилейном году мы особо пристальное внимание обращали на многотемность публикуемых вещей, на то, чтобы они представляли самые существенные стороны и процессы советской жизни.

Только поэтому мы и дали роман А. Приставкина «Голубка». А. Приставкин, не владея пока еще в должной мере ни мастерством композиции крупного произведения, ни глубиной психологического проникновения в человеческие характеры, но обогащенный журналистским опытом длительного пребывания на Братской ГЭС, выступил у нас как автор остро современной многоплановой прозы. Мы знали все недостатки романа «Голубка», шли на его публикацию с открытыми глазами. Роман А. Приставкина приобрел для нас принципиально важное значение, и не только потому, что автор пишет о молодежи на стройке.

Недавно я был на конгрессе интеллигенции на Кубе; там имели место выступления со стороны некоторых иностранных деятелей левацко-троцкистского толка, которые нашу молодежь обвиняли в «буржуазном перерождении» и «меркантильности». Такие вещи, как книга А.

Цитировать

Кожевников, В. Стратегия литературного процесса / В. Кожевников // Вопросы литературы. - 1968 - №5. - C. 52-55
Копировать