Становление советского романа на Украине
З. С. Голубева, Украïнський радянський роман 20-х рокiв, Харькiв, 1867, 216 стор.
Интерес к роману, определившийся в советском литературоведении последних лет, не ослабевает, о чем свидетельствует появление целого ряда новых работ (см., например: сборник «Многонациональный советский роман», М. 1966; Л. Ершов, Русский советский роман, Л. 1967 и др.). Особое внимание уделяется развитию романа в литературах народов СССР, что позволяет установить общие закономерности становления и развития этого жанра, его место и роль как в каждой из литератур, так и во всей советской многонациональной литературе.
Недавно в издательстве Харьковского университета вышла монография З. Голубевой «Украинский советский роман 20-х годов».
З. Голубева выделила четкий круг вопросов, касающихся истории развития украинского социального романа 20-х годов: его проблематика, пути воссоздания характера и образа положительного героя, своеобразие художественной формы.
Естественно, что разговор о становлении советского украинского романа, о его новаторском характере невозможен без выяснения роли традиций в возникновении и развитии этого жанра.
З. Голубева считает, что несколько замедленный темп развития украинского романа в XIX веке объясняется прежде всего трудностями, связанными с необходимостью проникнуть в глубину жизненных процессов, осмыслить их закономерности, сущность конфликтов и пути их устранения. Автор ставит вопрос и о цензурных преследованиях, и о примитивизме теории «литературы для домашнего употребления», ставит и проблему читателя.
З. Голубева говорит о значении повествовательных жанров, фольклора, героической думы и песни, «малых» форм до романической прозы в становлении украинского романа, подчеркивает большую роль передовой русской литературы, оказавшей благотворное влияние на тех талантливых украинских прозаиков, которые пришли к глубокому осмыслению социальной действительности, к постановке общественно важных проблем и либо подготовили почву для возникновения украинского романа (Т. Шевченко, Марко Вовчок), либо были его первыми создателями (Панас Мирный, И. Нечуй-Левицкий и др.). Интересны мысли автора о роли украинской новеллистики конца XIX – начала XX века, а также украинского народного эпоса в развитии украинского советского романа.
Развитие романа в советской украинской литературе обусловлено, справедливо отмечает З.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1968