№5, 1959/На темы современности

Становление нового человека

Один американский статистик недавно опубликовал книгу, содержащую автобиографии нескольких студентов и их ответы на вопросы: «Что вы хотите от жизни? Что вы хотите внести в жизнь?»

Автор первой биографии, уроженец небольшого городка в Техасе, сын мелкого предпринимателя, высказывает глубокое презрение к простым американцам и твердое намерение «подняться выше их». «Я хочу получить что-то от жизни, – пишет студент, – что показало бы мне, что я стою выше среднего уровня… Я хочу проявить большие способности, чем масса средних людей, которых я презираю. Вот почему я работаю для того, чтобы никогда не оказаться среди этих масс». Он прямо заявляет, что хотел бы разбогатеть и что в науке заинтересован лишь потому, что она обеспечит ему безбедное существование.

Автор второй биографии происходит из богатой семьи средне-западного района и считает себя «либералом нового типа». Он выступает за «демократию», управляемую избранной группой, к которой причисляет и себя. Этот студент намеревается заняться предпринимательством, потому что оно сулит «лучшее денежное вознаграждение, престиж и общее удовлетворение».

Третий, сын государственного служащего, откровенно рассказывает о своих преступных наклонностях в юношеском возрасте, когда он усвоил принцип, что «выживает наиболее приспособленный».

Четвертый пишет, что будет стремиться к военной карьере, ибо она «обеспечивает место в обществе, которого не приходится добиваться самому».

Автор следующей биографии заявляет о стремлении всю свою жизнь «бороться» с таким «коварным и гнетущим явлением», как подчинение. Эта его борьба выражалась в краже денег дома и в школе и в устройстве попоек. После исключения из университета он был послан на Дальний Восток и, наконец, оказался в послевоенной Корее. Он пишет, что единственным развлечением для солдат и офицеров является посещение домов терпимости.

Разные люди, разные биографии, разные помыслы. Но в этих ответах есть и общее – стремление выдвинуться, жить только для себя, полное равнодушие ко всему тому, что не связано в какой-то мере с личным преуспеянием. Старая истина о том, что капитализм калечит человека, принижает его достоинство, делает низменными и мелкими его помыслы и желания, – получает свое подтверждение ежедневно и ежечасно. Буржуазный строй органически враждебен подлинному творчеству во всех сферах жизни.

Социалистический строй раскрыл новые черты в характере человека, связанные с самим образом нашей жизни, проникнутой духом коллективизма, духом подлинного гуманизма. Стремление быть полезным обществу, создавать для него все новые материальные и культурные ценности, – именно этот стимул, а не разъедающая душу страсть к наживе вдохновляет советских людей на трудовые свершения, ведет их к великой цели: построению самого справедливого и гуманного строя – коммунизма. Труд во имя столь великой цели, как наша цель, возвышает человека, приносит ему удовлетворение и счастье.

Коммунизм теперь уже не далекая прекрасная мечта, не манящая даль, а дело, непосредственно, практически творимое людьми нашего поколения. И каждый, кто ознакомился с материалами и решениями XXI съезда КПСС, не может не ощутить прилива гордости, радостного волнения. Вот оно, весомое, зримое! И не где-то, а здесь, на советской земле. Сейчас по всей стране, по всему миру разносятся слова, исполненные глубокого смысла: «материально-техническая база коммунизма», «решающий этап в соревновании с капиталистическим миром», «выигрыш времени», «бригады коммунистического труда»…

Звучат цифры, каждая из которых ошеломляет своим величием, своим конкретным наполнением. Симфония цифр – заводы и атомные электростанции, новые тысячи километров электрифицированных дорог и синтетические материалы, сложнейшие приборы и тысячи новых квартир, потоки золотого зерна и самая короткая в мире рабочая неделя. А главное – формирование нового человека, человека коммунистической эпохи. Ведь для того, чтобы построить коммунизм, нужна не только мощная материально-техническая база, нужен высокий уровень сознания строителей этого общества. Поэтому такое огромное значение приобретают ныне вопросы коммунистического воспитания трудящихся и особенно молодежи.

«Чтобы прийти к коммунизму, самому справедливому и совершенному обществу, когда полностью раскроются все лучшие нравственные черты свободного человека, – говорил Н. С. Хрущев в своем докладе на XXI съезде КПСС, – нам надо уже сейчас воспитывать человека будущего. Нужно развивать у советских людей коммунистическую нравственность, в основе которой лежит преданность коммунизму и непримиримость к его врагам, сознание общественного долга, активное участие в труде на благо общества, добровольное соблюдение основных правил человеческого общежития, товарищеская взаимопомощь, честность и правдивость, нетерпимость к нарушителям общественного порядка».

Трудно переоценить роль и значение художественной литературы в великом и благородном деле формирования духовного, нравственного облика молодого человека. Писатель силой своего слова, правдиво отображая явления действительности, может активно влиять на сознание читателя, учить жизни, утверждая в его характере истинное и ценное, помогая отбрасывать ложное и фальшивое, прививать ему глубокую неприязнь к частнособственнической морали, к лжи, лицемерию. В свете огромных перспектив, открытых перед страной решениями XXI съезда партии, заслуживают обсуждения многие вопросы, связанные с воспитательной сущностью литературы, с формированием характера нового человека.

Молодой человек вступает в жизнь. Он не прошел суровой закалки, – не считал версты на дорогах гражданской войны, не жил на скупом пайке строителей Магнитки, не участвовал в боевых походах от Сталинграда до Берлина. Все это – за плечами его старшего брата, отца, деда. Он не знает тяжкого бремени эксплуатации, и о подневольном труде на капиталиста, помещика, кулака читал лишь в книгах. Нередко и трудности, которые он испытывал в жизни, – это лишь трудности при приготовлении уроков, не больше. И вот этот паренек или девушка входят в большую жизнь. А насколько они подготовлены для этого? Как выдержат это серьезное испытание? Что они умеют? Пойдут ли по верной, прямой и честной дороге? Не попадут ли под чужие влияния? Много вопросов. Больших, сложных, важных. И ответить на них должна помочь книга.

Все лучшее, все самое ценное, что есть в арсенале многонациональной советской литературы, – хорошо послужило делу воспитания нашей молодежи. Есть у нас и книги, непосредственно запечатлевшие образы молодых строителей нового общества. О молодежи, о ее пути в жизни писали художники всех поколений советской литературы. Они помогали становлению характера молодого человека первого в мире пролетарского государства и тогда, когда создавали образы, подобные Корчагину или молодогвардейцам, – героям книг, ставших художественной биографией целого поколения. И тогда, когда изображали таких людей, как бесстрашный, преданный делу революции, но порой невыдержанный Морозка, как смелый, честный, но не устоявший в борьбе со злом Венька Малышев, как Поля Вихрова. И тогда, когда выводили на суд читателя молодых людей, подобных Мечику, Стаховичу или Узелкову. Сила всех этих (да и не только этих) книг в том и состоит, что писатели дали ясный ответ на многие вопросы, волнующие молодых читателей и прежде всего на главный вопрос: как жить?

Проблемы духовного становления молодого человека, естественно, занимали и авторов романов и повестей, пьес и поэм, написанных в последнее пятилетие.

Молодой инженер Арефьев, вступивший в борьбу с ловким карьеристом, беспринципным делягой Крамовым, в первый же год своей самостоятельной работы понял великую силу коллектива, силу творческого труда. Сибирский паренек, матрос речного парохода Костя Барабин, познавая разных людей, утверждает в себе высокие нравственные качества. В большую жизнь вошел Игорь Малютин – и она сделала его духовно богаче, сильнее, помогла отрешиться от мелкого и наносного. В суровых солдатских буднях мирной учебы шлифуется характер деревенского паренька Селивана Громоздкина. Школьник Олег Савин увидел омерзительное лицо мещанства и твердо, на всю жизнь, сказал себе: «Таким быть нельзя…»

Однако в этой статье речь пойдет не о произведениях А. Маковского, С. Сартакова, Д. Гранина, М. Алексеева, В. Розова и других опытных литераторов. Мы поведем разговор о молодых писателях, делающих в литературе лишь первые шаги. А. Кузнецов, Н. Дементьев, А. Гладилин, В. Московкин, как видим, – это новые имена.

Книги о молодом поколении, пришедшие к читателю за последние годы, как и книги на любую тему, следует рассматривать в связи с большими и важными процессами жизни нашего общества. Эти процессы не могли не волновать писателей, не вызывать у них стремления отразить духовный подъем творческих сил советского человека. И подлинный творческий успех сопутствовал тем художникам, которые сумели ясно увидеть это новое и показать гигантский взлет материальной и духовной жизни советского общества, совершенный нашей страной за минувшее пятилетие, запечатлеть черты характера человека наших дней, раскрыть новые конфликты в жизни. И наоборот, художник терпел неудачу, если он не смог увидеть и показать новое в жизни и характере героев.

В последние годы осуществлены грандиозные меры по освоению восточных районов страны. Сотни тысяч молодых патриотов поехали в степи Казахстана и Алтая, на стройки Сибири, на Север и. Дальний Восток. Они свершили героические дела, показали, что партия недаром потрудилась над их воспитанием. И это невиданное по масштабам приобщение молодежи к труду на решающих участках коммунистического строительства сыграло огромную роль в формировании духовного облика молодых людей.

Еще одно важное обстоятельство – именно в этот период партия приступила к проведению мер по сближению школы с жизнью, с производством. С новой силой был поставлен вопрос о великом значении «владыки мира» – труда – для воспитания человека, его развития, нравственного возмужания.

Когда вышла в свет повесть А. Кузнецова «Продолжение легенды» («Юность», 1957, N 7), ее в основном положительно оценила наша литературная общественность. Однако многим казалось, что это интересная, отмеченная талантом, но все же «проходная» книга. Раздавались и более суровые голоса: кому, дескать, интересно, что там переживает беспомощный мальчик, маменькин сынок, разве-де такие люди работают на наших великих стройках?

В одной рецензии была даже такая сентенция: «Критичность восприятия действительности автором «Записок» не отражает глубины знания жизни современной молодежи. А романтический колорит повести не оставляет сомнения в своей книжности. Он создается чисто техническими приемами: пунктуацией, фразой, подстроенностью всяких испытаний на беду героя».

Что и говорить, сказано довольно сурово и безапелляционно. Но попытался ли критик сверить образное содержание повести с явлениями жизни? Думается, что нет. И потому, видимо, он и пришел к таким несправедливым выводам. Повесть молодого автора не лишена значительных недостатков. Но он сумел охватить своим писательским взглядом важное жизненное явление, увидеть черты характера определенной группы молодежи, преимущественно городской, не получившей серьезной закалки и избирающей свою жизненную дорогу. И не только увидеть, но и художественно достоверно показать эти черты в росте, становлении. Вся образная структура повести раскрывает важную мысль – только в коллективном труде на благо общества человек обретает нравственное богатство, становится подлинным хозяином своей земли, творцом своего счастья.

Прошло два года с тех пор, как повесть А. Кузнецова появилась на читательских книжных полках. И теперь, в свете проведенных больших мероприятий по перестройке школы, мы нагляднее видим, что автор был разведчиком в постановке важной темы, создал жизненно достоверные характеры.

Не секрет, что в нашей школе, сделавшей так много доброго, хорошего, не уделялось должного внимания трудовому воспитанию юношей и девушек. Более того, в среде некоторой части молодежи физический труд воспринимался как нечто недостойное образованного человека. Тот, кто не поступил в вуз, порой считался каким-то неудачником. «Провалился, а теперь где-то там на заводе «вкалывает»…»

Юный Толя – герой «Продолжения легенды» – тоже долгое время был в плену этой «философии». Толя сперва растерян: как же так, ему представлялось будущее простым и гладким – окончу школу, поступлю в институт. Но в институт он не поступил. И ему вдруг показалось, что его кто-то обманул: «С детского садика мы, умиляя мамочек, учимся петь: «Молодым везде у нас дорога», а в семнадцать лет видим, что упомянутая дорога одна: на завод, в работяги, в мазут! Мы никому не нужны и никому не интересны… Как тяжело! Что же будет, что будет?»

И слово-то каково – «работяга» – презрительное, неуважительное. Да, для Толи, едущего в поезде на сибирскую стройку, физический труд – это что-то тягостное, неприятное. Им можно заниматься разве что с отчаяния, когда не попал в институт, когда нет иных путей. И думается, в том-то и состоит удача автора, что он как бы исподволь, постепенно, сталкивая своего героя с разными людьми, ставя его в самые различные обстоятельства, показывает перелом в его сознании, рождение нового отношения к труду, а значит, и рождение нового человека. Толя – честный, умный, у него широкие интересы, видно, что он много читал, – это вполне современный советский юноша. Он живет не бездумно, – он хочет понять смысл жизни, ее назначение. Его мучает мысль: какая же дорога правильнее, та, по которой плетется Витька, Юнна, или вот эта – по которой шагает Миша Ольхонский, Аня Москаленко, Захар Захарович.

И он находит верную дорогу – дорогу людей, ощущающих себя «солью и гордостью» земли. Пусть трудна эта дорога, но нельзя дать себе поблажку, спасовать: «Всю жизнь не проедешь на поблажках». И это нахождение пути изображено в повести достоверно, без сглаживания углов, без фальши. Читая лирический дневник героя, видишь, как мелкая зависть к Витьке, который «прижился» где-то там на тепленьком местечке, сменяется у него иным чувством – большим, окрыляющим. И не пустой декларацией звучат заключительные записи Толи: «Да, кажется, я становлюсь действительно зрелым и начинаю многое понимать. Жизнь принадлежит людям, которые строят не только свое собственное благополучие. Они – соль и гордость земли. У них солнечные сердца, а руки – ох, и крепкие, мускулистые, в кровавых мозолях! Эти руки сумеют построить удивительную жизнь, и ее приход никто, ничто, никогда не остановит!»

Сама жизнь, те грандиозные мероприятия по перестройке народного образования, по сближению школы с практикой, которые ныне проводит партия, – все это показывает, что проблематика повести А. Кузнецова основывается на верно найденном жизненном материале.

«Лучшей школой воспитания, самым строгим учителем является жизнь, наша советская действительность. Книжное, оторванное от практики знание коммунистических положений ничего не стоит, – говорил Н. С. Хрущев в своем докладе на XXI съезде КПСС. – Надо прежде всего, чтобы воспитание было органически связано с жизнью, с производством, с практической деятельностью масс. В центре воспитательной работы партия ставит трудовое воспитание всех людей, развитие сознательного, коммунистического отношения к труду. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех материальных и культурных благ, превратился в первейшую жизненную потребность людей».

Через многие современные произведения проходит важная тема нашей жизни – приобретение юношеством качеств сознательного гражданина страны, участвующего в общественном производстве и во всем поступающего так, как и должен поступать советский патриот. Пафос этих книг – именно гражданское воспитание молодежи, выработка коммунистических качеств нового человека, преодоление тех черт и привычек, которые нельзя братье собою в коммунизм.

В одних случаях творческие замыслы авторов широки, многообразны, в других – они еще не поднимаются до серьезной постановки вопроса о государственной, общественной ценности человека. Но радует стремление молодых писателей проверять своих героев на практике, в живом деле. Рост героя в наиболее привлекательных книгах последних лет раскрыт в реальных трудностях и исканиях верных путей, правильных решений.

Не красноречием, не словами о долге, о призвании, о чести характерен такой герой, а тем, как он избирает свое место в жизни, как относится к труду, к людям, к коллективу. Симпатии читателей завоевывают персонажи, твердо определившиеся на передней линии борьбы за коммунизм, в упорном труде и самовоспитании приобретающие качества, необходимые человеку завтрашнего дня. И что характерно – эти качества воспитываются в самой практике повседневной жизни, а не в красивых мечтах о далеком будущем, о межпланетных полетах и т. п. Впрочем, и межпланетные полеты – тоже дело «земное», дело рук человеческих, вдохновенного труда наших современников.

Достоверно изобразить нравственный подъем личности, происшедший под влиянием нашей жизни, нашего общества, – трудная задача. Когда писателю и тем более молодому удается в какой-то мере ее решить – это очень радостно. И критик в оценке таких книг должен быть точен и по-хозяйски заботлив.

Н. Макаровой – автору статьи «О борьбе «за» и «против» («Знамя», 1958, N 9), статьи интересной общей постановкой вопроса о воспитании юношества, – повесть молодого писателя В. Московкина «Как жизнь, Семен?» показалась принципиально неверной. Критик и статью построил на противопоставлении двух образов – Толи из «Продолжения легенды» и Семена из повести В. Московкина, – в первом, дескать, случае история возвышения героя, а во втором – история его падения. Но даже самое пристрастное чтение повести В. Московкина не дает повода для такого противопоставления и тем более для определения ее идеи как «филантропического гуманизма».

Правда, с одним замечанием критика следует согласиться. Вопреки всему развитию действия повести автор вдруг дал в руки своему герою – маленькому Семену – невесть откуда взявшееся письмо некоего окончившего десятилетку Валерия Иванова, Письмо, в котором примитивно изложена нехитрая «фрондерская» философия этого юноши. В. Московкин хотел, видимо, осудить иждивенческое отношение к жизни, делая такую вставку. Но этого не получилось. Появилась некая новая сюжетная линия, ничего не добавляющая к образу героя.

Цитировать

Баскаков, В. Становление нового человека / В. Баскаков // Вопросы литературы. - 1959 - №5. - C. 3-24
Копировать