№8, 1972/На темы современности

Становление характера, позиция автора

Почему стоило за «круглым столом» журнала поговорить о пьесе «Человек со стороны»? Прежде всего потому, что она наталкивает на некоторые общие размышления о характере нашего современника в жизни и о его художественном воплощении в литературе.

Автор пьесы разглядел появление нового человеческого типа, причем в тот момент, когда он только еще складывается и формируется. Может быть, точнее сказать: черты такого типа. Но черты очень характерные и не совсем нам привычные. Конечно, в жизни все мы так или иначе встречались с Чешковыми, однако приглядеться к ним поближе еще не успели. Синтезировав их черты в одном образе, драматургия и театр делают его новой реальностью – и эстетической и жизненной.

Здесь уже говорили: Чешков – человек дела. И то, что его фигура не оставила равнодушными театральные залы, весьма знаменательно. Значит, зрителю подобный характер куда интереснее, чем разного рода «чудаки» и «странники», которых иные критики объявили знамением времени. И это естественно. Тех, кто повседневно решает множество вопросов, возникающих в практическом труде, быту, общественных и личных отношениях, не оставят безразличными поступки и помыслы современного молодого инженера, талантливого организатора. Тем более, что проблемы, которыми он живет, образуют сложный узел: в нем переплетаются и экономические потребности производства, и социальные стимулы нашего развития, и нравственно-этические нормы эпохи научно-технической революции.

Пьеса И. Дворецкого показывает, что является главным, определяющим в этом сложном единстве и как не просто достигнуть тут необходимой гармонии.

Главное для Чешкова – труд, творческий, вдохновляющий труд, в котором реализуется сила человеческого разума, красота и рациональность инженерной мысли, организаторского мастерства. Сын своего времени, герой пьесы возвещает о новом уровне этого мастерства. Он не хочет и не может по старинке руководить мощным, механизированным производством, немыслимым без четкого ритма, строгого графика, точного расчета. Его программа кладет конец прекраснодушной болтовне, припискам, авралам, ставит во главу угла деловитость, анализ, дисциплину. Программу Чешкова нельзя не приветствовать. Но ей еще предстоит завоевать право на существование! Драматург показывает поворот от субъективного стиля работы к умной деловитости, четкости, профессионализму.

Осуществляя свои принципы, Чешков вынужден ломать сопротивление приверженцев старых методов. К тому же поворотный этот момент не может не сказаться и на характере Чешкова, угловатом, шестком, далеко не всем симпатичном. Он достаточно сложен, даже противоречив. Иначе, думается мне, и не могло быть – за характером персонажа угадываются действительные противоречия времени. Перед нами не стерильный «идеальный герой» литературных схем, а человек своего времени, определенной стадии развития общества, резко выраженная индивидуальность.

У Чешкова есть литературные предшественники и сегодняшние соратники. Он и похож и не похож на Семена Давыдова, Увадьева, Курилова, Басова, Гая, Кречета. Присущее Чешкову умение научно организовать производство – это уже примета наших дней. Но образованного инженера конца 60-х – начала 70-х годов и энтузиастов первых пятилеток сближает идейная целеустремленность и горячая увлеченность трудом – коренная особенность всей нашей эпохи. Эти качества – общие и для ряда современников Чешкова, таких, как Бахирев, Губанов-сын, Черных, Прончатов. Применительно к каждому из них можно повторить: человек дела; показательно, например, полемически звучащее название недавно опубликованной повести о хирурге – руководителе медицинского учреждения – «От мира сего» Ю. Крелина. За названием повести угадываются две противостоящие категории людей: чувствующие себя «не от мира сего», непрактичные индивидуалисты и энергичные, но безразличные к высоким стремлениям работники, люди «от мира сего».

Давняя эта коллизий воспроизводит стремление участников общенародного строительства научиться сочетать деловитость и человечность.

В историю литературы прочно вошла повесть Ю.

Цитировать

Озеров, В. Становление характера, позиция автора / В. Озеров // Вопросы литературы. - 1972 - №8. - C. 87-61
Копировать