№2, 2001/Мозаика

Среди журналов и газет

Среди журналов и газет

 

«ЭРЕНБУРГ НЕ СДЕЛАЛ ВЫВОДОВ…» (О публикации мемуаров писателя). Книга Ильи Эренбурга «Люди, годы, жизнь» начала публиковаться в 1960 году и сразу же «натолкнулась на противодействие властей – откровенный и беспристрастный взгляд писателя на события, свидетелем и участником которых он был, не устраивал тех, кто хотел монополизировать право на истину. Чтобы преодолеть цензурные рогатки, сохранив общий замысел и дух воспоминаний, автору приходилось идти на уступки и компромиссы, опускать главы и разделы книги, перерабатывать написанное. Но все имеет свои пределы…»

Журнал «Источник» (в разделе «Вестник Архива Президента») в N 2 за 2000 год под рубрикой «Партия и литература» представляет документы, знакомящие с обстоятельствами публикации шестой книги воспоминаний Оренбурга.

Публикацию открывает «Записка Идеологического отдела ЦК КПСС о шестой книге воспоминаний И. Г. Оренбурга «Люди, годы, жизнь» от 13 августа 1964 года.

«ЦК КПСС

И. Эренбург представил в редакцию журнала «Новый мир» рукопись шестой, заключительной книги воспоминаний «Люди, годы, жизнь». Редакция намечает опубликовать ее в очередных номерах журнала.

Шестая книга включает воспоминания писателя о событиях внутренней и международной жизни 1946-1953 годов. Как и прежде, много места занимают литературные портреты политических деятелей, писателей, художников, ученых (Жолио-Кюри, Эйнштейна, Фаржа, Матисса, Кончаловского, Неруды и других), рассуждения по проблемам литературы и искусства.

Представляют существенный интерес те разделы мемуаров, в которых автор высказывает свое положительное отношение к переменам в жизни нашей страны после смерти Сталина, правильно оценивает значение сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953), высказывается в поддержку курса XX съезда партии, изображает послевоенную обстановку и настроения на Западе, экономические и политические последствия войны с фашизмом, перелом в политике империалистических стран по отношению к Советскому Союзу, начавшийся со времени известной речи Черчилля в Фултоне.

В мемуарах приводятся многочисленные примеры отрицательного воздействия культа личности на общественную и политическую жизнь страны, факты различного рода извращений и злоупотреблений.

Однако критика культа личности нередко приобретает в воспоминаниях И. Эренбурга неверный характер, а общая картина послевоенной советской действительности дается односторонне, в мрачных красках и серых тонах. Автор выделяет главным образом факты отрицательного характера и лишь вскользь касается положительных явлений.

С явным нажимом, с претензией сказать «доподлинную правду» и придать этим событиям особый характер пишет Оренбург о «кампании» против «низкопоклонства» и «космополитов», о литературной жизни, об атмосфере страха и подавленности, придавая ей чуть ли не всеобщий характер.

И. Оренбург всем подбором фактов, их освещением подчеркивает беспросветную провинциальную отсталость нашей страны, тупость и косность людей, занимавшихся общественной и государственной деятельностью, их неспособность понимать вопросы международной политики. Создается впечатление, что среди общественных и государственных деятелей нашей страны, не подвергавшихся репрессиям, о которых упоминает автор мемуаров, нет ни одной светлой личности; им, этим деятелям, противопоставляется народ, который «пережил много дурного, но он бодрствовал, чувствовал, строил»…

Мемуары говорят о том, что И. Оренбург не сделал существенных выводов из партийной критики и продолжает оставаться на прежних позициях, и он не пытается это скрывать, замечая в одном месте: «у идей, которые мне близки, врагов хоть отбавляй.. битва продолжается»…

Обращает на себя внимание настойчивое подчеркивание И. Оренбургом еврейского вопроса. Становится очевидным, что автор мемуаров ведет скрытую, но достаточно очевидную полемику с партийной точкой зрения по данному вопросу. Эта точка зрения была высказана товарищем Н. С. Хрущевым на встрече с деятелями литературы и искусства 9 марта 1963 года… «У нас не существует еврейского вопроса, а те, кто выдумывает его, поют с чужого голоса».

Автор мемуаров, между тем, пишет: «…еврейский вопрос – это вопрос о живучести антисемитизма», а затем стремится внушить читателю мысль о том, что характер «кампании» против космополитизма, якобы организованной и направлявшейся сверху, был исключительно антисемитским, что антисемитизм проник в государственный аппарат, в общественные организации и, по сути дела, стал в то время всеобщим, широко распространенным явлением…

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2001

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 2001 - №2.
Копировать