№4, 1988/Хроника

Среди журналов и газет

«ВЕРЮ В ЛЮДЕЙ…» (Из записок Г. Л. Эйхлера). Генрих (Андрей) Леопольдович Эйхлер родился в 1901 году в Прибалтике. Отец немец, мать – русская. Учился в Петрограде. В октябре 1917 года вступил в партию большевиков и в красногвардейский отряд балтийских моряков. Эйхлер участвовал во взятии Зимнего, в гражданской войне на Украине и на Волге. Учился в коммунистическом институте советского строительства. Экстерном сдает за курс Московского университета.

Затем начинается главное дело его жизни – он участвует в создании литературы для детей и юношества. Работает редактором в «Молодой гвардии» и Детгизе. В начале войны Эйхлера высылают в Казахстан. До 1948 года он жил в поселке под Карагандой, позже с семьей переселяется в Караганду. Работает учителем в школе, читает лекции для учителей. Награжден медалью «За доблестный труд» – за заслуги в воспитании молодежи. Умер Эйхлер в Караганде в феврале 1953 года.

Как пишет ученик Генриха Леопольдовича – Б. Вайсберг, «без преувеличения можно сказать, что домашний архив Эйхлера, сохраненный его вдовой Н. Ф. Ходня, представляет собой уникальное историко-литературное собрание художественно – публицистических, эпистолярных и др. документов. Сотни писем от выдающихся людей, литературные записки и дневниковые заметки. Кроме того, масса писем от учеников…

Мне необыкновенно повезло в жизни: я учился в школе у Эйхлера. Он преподавал у нас в старших классах литературу. И все мы, учителя и ученики, конечно, понимали, что это был человек особенный. Высокоинтеллигентный. Честнейший. Добрейший…

Но только теперь, спустя три десятилетия, когда мне повезло во второй раз – удалось поднять огромный домашний архив учителя, понял я, что это был за человек. Как много успел он сделать для становления детской и юношеской литературы в 30-х годах в Москве. И какой большой и яркий след оставил он в душах учеников в 40 – 50-е годы в Казахстане как педагог».

Журнал «Простор» (1987, N 11) публикует записки Эйхлера, относящиеся к 40-м годам.

«…Ссылка! С каждым днем (даже с каждым часом) это становится все мучительнее…»

«Вот и праздник подошел – 7 ноября. Как-то особенно грустно. Многое-многое вспоминается так живо. 24 года назад я был в эти часы на площади Зимнего дворца, дрался с врагами народа, мечтал… А теперь вот заброшен в глухую, далекую деревню. Невероятно, но факт.

Грустно, однако, не только поэтому. Всеобщее горе – эта ужасная война – настолько велико, что личное отходит на задний план».

«У каждого из нас свой Ленин, – пишет Эйхлер в этот же день. – Он всегда в движении, как самый необходимый инструмент, самый важный прибор в гигантской мастерской. Даже здесь, в далекой глуши, куда так жестоко и глупо забросила меня судьба, я не расстаюсь с ним. Он питает мои силы, держит мозг в напряжении, оберегает от отчаяния. Помогает видеть все выше себя, видеть и понимать жизнь… А это – главное. Весь день сегодня я вспоминаю его живого, каким видел на X съезде партии – светящегося умом, простого в словах и немного грустного».

«Первый день занятий в школе – всегда радость – и для детей и для учителей (если они не равнодушные люди). Для меня он был радостью вдвойне, потому что это результат борьбы с чиновничьим идиотизмом…

Говорил, конечно, с большим увлечением – дети сидели как завороженные. Да и могло ли быть иначе? Ведь все-таки работа! Хоть и не мое родное дело, но дело замечательное. И кем бы я был, если бы отнесся к нему без души, как относятся многие другие.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1988 - №4.
Копировать