№5, 1963/Обзоры и рецензии

Среди журналов и газет

Всегда с партией, всегда с народом. Трудно даже перечислить все отклики, которые появились во всесоюзной прессе, на последние встречи руководителей Коммунистической партии и правительства с представителями художественной интеллигенции, на выступление товарища Н. С, Хрущева. Эти события вызвали горячее одобрение и творческий подъем у писателей, художников, музыкантов, мастеров кино и театра.

На страницах газет и журналов выступили: М. Гусейн – «Жизнь вдохновляет писателя» («Литературный Азербайджан», N 3), А. Кешоков – «Иных путей у нас нет» («Литературная Россия», 15 марта), Эмиль Лотяну – «Могучее оружие» («Советская Молдавия», 14 марта), Г. Гулям – «Выросли крылья» («Правда Востока», 13 марта), И. Нонешвили «Спасибо родной партии» («Молодежь Грузии», 14 марта), И. Абашидзе – «Слово писателя» («Вечерний Тбилиси», 13 марта), К. Яшен – «Незабываемый разговор в Кремле» («Ташкентская правда», 13 марта) и многие, многие другие.

«Встречи руководителей партии и правительства с писателями и деятелями искусства, – пишет Алим Кешоков, – стали в нашей стране великолепной традицией. Они замечательны, как смотр боевых сил на идеологическом фронте… Партия вновь напомнила нам, советским писателям, о нашем призвании, высоком долге перед народом, о нашей единственно правильной магистральной дороге. Иных путей у нас нет».

«Партия своевременно указала, – говорит Г. Гулям, – на недостатки и просчеты, имеющиеся в работе творческой интеллигенции. Это помогло. Нам все стало ясно, и у нас будто выросли крылья – так захотелось работать, создавать, творить во имя жизни, во имя мира, во имя коммунизма».

«Активно вторгаться в жизнь, – подчеркивает К. Яшен, – своим творчеством воспитывать в советских людях черты настоящих строителей коммунизма, бороться против пережитков старого, собственнического мира в сознании некоторых членов общества – к этому зовет нас партия. Народу нужны произведения смелые, мужественные, правдиво и ярко отражающие великие трудовые подвиги строителей коммунизма, их думы и чаяния, радости и огорчения. Такие произведения в этом глубоко убежден – могут создавать только художники, твердо стоящие на позициях социалистического реализма».

Творить для народа. Писатели Российской Федерация готовятся к большому событию в литературной жизни – своему Второму съезду. «Творить для народа, работать самоотверженно и вдохновенно!» – под этим девизом идут съезды писателей автономных республик и собрания литераторов областных отделений Союза писателей РСФСР. Мастера слова отчитываются перед читателями в своей работе, обсуждают творчество своих товарищей. Уже прошли съезды писателей Татарии, Северной Осетии, Мордовии, Башкирии, Карелии, Калмыкия, Удмуртии, Чечено-Ингушетии и др.

Газеты и журналы публикуют материалы в связи с этими событиями. «Творческая зрелость» – так озаглавлена статья А. Титова, посвященная современной карельской литературе, которая напечатана в газете «Комсомолец» (Петрозаводск, 14 февраля).

В предсъездовской трибуне журнала «На рубеже» (орган Союза писателей Карельской АССР, N 1) напечатаны две статьи: Б. Шмидта «Золотой век поэзии» (о современной карельской поэзии) и Б. Крылова – «Общий долг писателей», где говорится о задачах очерковой литературы, специфике жанра очерка.

К съезду писателей Бурятии журнал «Байкал» (N 1, январь-февраль) напечатал несколько материалов. В статье «История и современность» В. Найдакова на материале романов, вышедших в последнее время: «Истоки» А. Бальбурова, «Последнее отступление» И. Калашникова, «В гольцах светает» В. Корнакова, «Похищенное счастье» Д. Батожабая и др. – ставится важный вопрос о соотношении истории и современности в бурятской литературе.

Мыслями о том, что такое современность в литературе, делится на страницах этого номера журнала Д. Батожабай в статье «Современность-это дерзание и поиски». «…Тема сегодняшнего дня, образы героев наших дней, – пишет в этой статье Д. Батожабай, – должны занять в литературе, в частности в бурятской, главенствующее место. Писатели должны рассказать не только о прекрасной созидательной борьбе за строительство коммунистического общества, не только нарисовать образы современников, но и показать становление характера нового человека со всеми чертами, присущими человеку коммунизма».

В статье «Людская речь в один язык сольется» Н. Дамдинов ставит очень важный вопрос, широко обсуждавшийся в нашей печати, – о развитии национальных языков, об их взаимоотношении с русским языком.

Дружеским связям русской и бурятской литератур посвящена статья М. Степанова «Дружба – источник вдохновения» (тот же номер журнала).

К 95-летию со дня рождения А. М. Горького. Юбилей пролетарского писателя в этом году литературная общественность отметила особенно широко. В печати появились проблемные, историко-литературные статьи: «Вечно живой Горький» И. Вайнберга («Ленинское знамя», Москва, 28 марта), «Как работал Горький» Б. Бялика («Огонек», N 13) и др. Читатели познакомились с корреспонденцией П. Косолапова об архиве А. М. Горького («Московский комсомолец», 27 марта), о той большой работе, которую ведут сотрудники архива; узнали, что в лаборатории консервации и реставрации документов АН СССР в Ленинграде завершено восстановление около 200 писем и машинописных текстов с литературной правкой Горького, в том числе письма к Ф. И. Шаляпину, И. А. Бунину, В. В. Воровскому, А. Н. Тихонову, Д. Н. Овсянико-Куликовскому («Вечерний Ленинград», 30 января). Л. Хинкулов в статье «Горький и Шевченко» («Радуга», N 3) на широком литературном материале прослеживает близость идейно-художественного строя горьковских романтических легенд 90-х годов прошлого века с романтическими поэмами и стихотворениями Шевченко.

Но наибольший интерес, безусловно, представляют публикуемые впервые письма писателя, отрывки из его речей, воспоминания о нем выдающихся художников, писателей, артистов.

В начале 30-х годов М. Горький предложил создать пятитомник «Две пятилетки». В архиве писателя хра

нится стенограмма его выступления о задачах литературы в связи с предпринятым изданием (запись сделана 16 марта 1935 года). Отрывок выступления напечатан в «Неделе» (23 марта). «Нет никакого сомнения, – говорил Горький, – что мы очень плохо знаем действительность. Очень плохо. Знакомство с ней ограничивается главным образом показаниями газет, чрезвычайно скучными… Что, собственно, мы хотим изобразить? Мы хотим изобразить рост массы, ее культурный рост, хотим изобразить, как в стране, которая одержала такую победу, сначала зажигалки делали; все это было, и нам не надо стесняться изображать это, потому что те же самые люди, которые делали зажигалки, черт знает на какую высоту полезли, преодолев… нечеловеческие препятствия и затратив на это гигантские силы».

Десять лет назад Гослитиздат выпустил в свет первый том переписки М. Горького и Е. П. Пешковой. В него вошли письма, охватывающие период с 1895 года до октября 1906 года. В настоящее время готовится издание второго тома, в который войдут около 400 писем писателя к его жене с 1906 по 1932 год. Журнал «Огонек» (N 13) и газета «Вечерняя Москва» (8 марта) публикуют некоторые из них. Вот два отрывка из писем от 20 октября (3 ноября) 1906 года и апреля 1907 года, характеризующие настроения писателя, его итальянские впечатления: «Встретила меня Италия удивительно горячо, но полиция – следит, и переписка под контролем. Один город предложил мне звание почетного гражданина, местное каприйское общество рабочих выбрало пожизненным членом и пр.»; «В Рим не попал, ибо итальянцы, вместо празднования 1-го Мая, задумали устроить демонстрацию лично мне, причем пригласили на нее всяких «демократов», сиречь – буржуа, выступать же перед лицом последних – нет охоты».

Недавно, как об этом сообщает газета «Горьковский рабочий» (25 марта) неизвестное письмо писателя найдено и в архиве А. И. Зилоти, выдающегося русского пианиста и дирижера. Письмо послано в июле 1915 года из Финляндии по поводу предстоящего 25-летнего юбилея артистической деятельности Шаляпина. «Из этого дела, – пишет Горький, – можно устроить прекрасный культурный праздник, тем более прекрасный, что он будет сделан во дни всеобщего одичания и озверения».

Интересную историю еще одного горьковского письма, написанного в 1934 году Ю. А. Покровскому, сыну бывшего начальника I отделения Нижегородской тюрьмы, при котором М. Горький отбывал заключение, рассказывает В. Баранов («Советская Башкирия», Уфа, 10 февраля). Это письмо, по сути спасшее человеку жизнь, свидетельствует о большой душевной чуткости Горького.

«Литературная Россия» (29 марта) опубликовала в сокращенном виде отрывки из книги мемуаров Ф. И. Шаляпина, посвященные М. Горькому. Эта книга, изданная в Париже в 1932 году, рассказывает о жизни замечательного артиста, его времени, знакомстве, в частности, с М. Горьким.

О своих встречах с Горьким рассказал корреспонденту «Советской культуры» (28 марта) народный художник СССР, лауреат Ленинской премии П. Д. Корин.

Следует упомянуть еще одну публикацию. Это письмо Леонида Андреева критику В. Ф. Боцяновскому («Неделя», 2 марта). Подлинник хранится в Центральном Государственном архиве литературы и искусства СССР. Л. Андреев пишет о том, чем обязан он Горькому: «Огромное влияние на мою судьбу оказал Горький… Он был первый человек, отнесшийся ко мне с настоящим, дружеским и мужественным сочувствием. Он научил меня строгому отношению к работе и помог отыскать самого себя. Его благородная, почти нечеловеческая личность дала мне больше, чем все книги, какие я прочел, все люди, которых я знал. Я в жизнь поверил, узнавши Горького».

«Ближе к жизни» – под таким заголовком напечатаны в газете «Полярная правда» (Мурманск, 31 января) заметки с областного семинара начинающих прозаиков и поэтов. В работе семинара, при разборе поэтических произведений и очерков серьезно говорилось о недостатках молодых литераторов: слабой связи с жизнью, композиционных просчетах, сером, невыразительном языке. Помочь поэтам и прозаикам республики найти путь к сердцам читателей, дать ответ на творческие вопросы, интересующие писательскую молодежь, – этой задаче было посвящено открытое партийное собрание в Союзе писателей Литовской ССР. Тема «Молодой писатель и современность», как пишет газета «Комсомольская правда» (Вильнюс, 2 марта), вызвала большой интерес: на собрании выступили А. Венцлова, А. Балтакис, В. Бложе, Э. Матузявичюс, В. Сириёс-Гира, М. Слуцкие, Д. Юделявичюс и другие.

О детской литературе. В связи с 80-летием со дня рождения А. Толстого журнал «Семья и школа» (N 1) опубликовал малоизвестную речь писателя на совещании о детской литературе при ЦК ВЛКСМ в 1936 году. «Писателю нужно его (ребенка) изучить, – говорил А. Толстой, – и с этого должна начать детская литература. Изучать жизнь и в этой жизни – маленького волевого, умного советского человека. И при такой постановке дела политика и ее художественное выражение, то есть реальное изображение нашей действительности, не будут носить следов разрыва, как это иногда случается в детской книжке, где автор, не понимая, что политика и жизнь взаимно пронизывают друг друга, преподносит читателю ту или иную политическую формулу, разукрашенную сентиментальными детскими цветочками».

О неизвестном письме А. Толстого, с которым связана целая страница в жизни Северо-Казахстанского театра, рассказывает читателям на страницах «Целинного края» (Целиноград, 10 января) Н. Варов. В 1940 году театр готовил к постановке пьесу А. Толстого «Касатка». В процессе работы над произведением у артистов возникли сомнения в правильности трактовки образов пьесы. От их имени артистка Е. М. Васильева обратилась к писателю с просьбой разрешить эти сомнения. Писатель прислал подробные указания о характерах всех действующих лиц.

Воспоминаниями о своих встречах, беседах и переписке с С. Н. Сергеевым-Ценским делится на страницах журнала «Дон» (N 3 и 4) Г. Степанов. Представляют интерес мысли писателя о долге художника, воспитании молодых литераторов, писательском мастерстве, необходимости для литератора обладать знаниями в самых различных областях современной науки, чтобы стать вровень с веком: «Только великое количество Глубоких и точных знаний, цепкая память, способная крепко удерживать массу необходимых сведений и жизненных впечатлений, здравый, действенный ум, могущий мыслить реалистически, дает возможность создать нечто такое, чего до нас не было в нашей великой и многообразной литературе… Вспомните, как великолепно были образованы Грибоедов, Пушкин, Тургенев, Лев Толстой. Без обширнейших познаний в литературе – в этом царстве мысли – не явится ничего крупного, не будет уверенного и высокого полета, убедительно не выразить облагораживающих идеалов… Невежественный писатель, даже если он обладает чрезвычайным дарованием, – явление уродливое, а в наш высокотребовательный век – совершенно нетерпимое!»

Небольшая заметка Ф. Путнина «Сергеев-Ценский в наших краях» («Днепропетровская правда», 10 марта) посвящена установлению прототипов героев повести «Загадка кокса». Он пишет о том, как история нового открытия, сыгравшего большую роль в угольной промышленности, факты из биографий участников этого открытия, и в первую очередь Л, Сапожникова, сына старых товарищей Сергеева-Ценского по учительской работе, дали писателю матерная для написания этого произведения.

Зарубежные критики о романе К. Лордкипанидзе «Заря Колхиды». Такая подборка напечатана в N 1 журнала «Литературная Грузия». Этот роман, изданный не так давно за рубежом, привлек к себе внимание ряда критиков Франции, Австрии, Бельгии и других стран. «Необыкновенно живо написанное, захватывающее повествование грузинского писателя, – пишет газета «Фольксштиме» (Вена), – показывает судьбы обитателей этого селения в период потрясших весь мир событий недавнего прошлого. И в этих судьбах, в разнообразных, как личных, так и социальных столкновениях между людьми находит яркое художественное выражение жестокая схватка между старым, отжившим «вчера» и победоносным «завтра».

Новое о Сергее Есенине. Некоторые ранее почти неизвестные факты, связанные с поездкой С. Есенина в Оренбург во время работы над драматической поэмой «Пугачев», сообщает В. Белоусов («Южный Урал», Оренбург, 20 января). Раньше эту поездку ориентировочно относили к 1918 – 1921 годам. В. Белоусову удалось установить, что Есенин побывал в оренбургских степях в 1914 – 1915 годах, вместе с инженером П. А. Кобозевым, строившим железную дорогу Оренбург – Орск. Это знакомство примечательно еще и потому, что позволяет выявить новые связи Есенина с социал-демократами; Петр Алексеевич Кобозев, член РСДРП с 1898 года, был революционером-профессионалом, работавшим сначала в Москве, затем в Риге, а позже, в начале первой мировой войны, высланным в Оренбург под тайный надзор полиции. Другую страницу биографии Есенина – его встречи с писателями Иванова – раскрывает Н. Копеин («Рабочий край», Иваново, 16 марта).

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1963 - №5. - C. 234-238
Копировать