№1, 1971/Литературная жизнь

Среди журналов и газет

После гибели Грибоедова. Трагическая смерть замечательного русского писателя вызвала специальную миссию из Ирана в Россию – так называемое искупительное посольство. Возглавляемая принцем Хосров-Мирзой, миссия прибыла в 1829 году в столицу России. О пребывании искупительного посольства в Петербурге рассказывает рукопись «Рузнама – и сафар – и Петербург» («Дневник путешествия в Петербург»), которая почти сто лет пролежала никем не замеченная в научной библиотеке Ленинградского университета.

Как сообщает газета «Вечерний Ростов» от 4 июля 1970 года, рукопись эху – своего рода дневник секретаря иранского посольства – обнаружил ученый-иранист Ч. – Г. Байбурди. Вместе со своим коллегой, востоковедом Ю. Борщевским, он изучил найденный текст.

О чем рассказывают страницы «Дневника»? Прежде всего о достопримечательностях Петербурга той поры.

Подробно описан в рукописи прием у русского императора, где принц Хосров зачитал официальные извинения иранского правительства. Увы, в «Дневнике» не найти слов сожаления, которые бы высказал в связи с трагической гибелью Грибоедова Николай I. Царь, напротив, заметил представителю Персидского государства, что предает случившееся вечному забвению.

Как сообщил Ю. Борщевский, подобные списки есть и за рубежом, но ленинградский вариант наиболее полный, его язык богаче, ближе всего к оригиналу.

«Дневник путешествия в Петербург» будет опубликован вместе с введением и обширными научными комментариями. Ленинградские исследователи причисляют его к интересным памятникам исторической и географической литературы XIX века.

Воссоздан портрет Донелайтиса. При Институте литовского языка и литературы Академии наук Литовской ССР существует постоянная комиссия по увековечению памяти Кристионаса Донелайтиса. В последнее время под общим руководством этой комиссии (председатель ее академик Костас Корсакас) были проведены исследовательские работы в поселке Тольминкемис (ныне Чистые Пруды, Калининградской области), где родился и жил Донелайтис. Студенты филологического факультета Вильнюсского университета вели раскопки, целью которых было найти могилу поэта, похороненного в подвале местной церкви.

Обследовали двадцать пять могил, и в центральном нефе, у алтаря, обнаружили могилу, которая после тщательного научного анализа была идентифицирована как могила Кристионаса Донелайтиса. Найденные в ней останки подверглись всесторонним антропометрическим, антропологическим, медицинским и рентгенологическим исследованиям. Результаты исследований соответствуют основнымимеющимся сейчас сведениям о поэте (о его возрасте, подверженности болезням и т. п.).

Эти останки дали возможность реконструировать портрет поэта. Делалось это по методу, разработанному советским ученым М. Герасимовым.Останки Донелайтиса, пока будут проводиться реставрационные работы в Тольминкемисе, временно хранятся в Историко-этнографическом музее Литовской ССР в Вильнюсе. Там же выставлен реконструированный портрет поэта и экспонируются материалы, посвященные проведенным исследованиям («Советская Литва», 28 марта 1970 года).

Малоизвестные стихи Багрицкого.«Просматривая в Николаевском областном архиве подшивки газет за 1923 год, я обнаружил в газете «Красный Николаев» стихи Эдуарда Багрицкого, – пишет М. Божаткин в журнале «Радуга» (Киев, 1970, N 6). – Сначала я думал, что стихи перепечатаны из одесских газет – Багрицкий в те годы уже был хорошо известен на юге, а одесские газеты в Николаев доставлялись регулярно. Но тематика ряда стихов связана с Николаевом, значит, и написаны они были здесь».

Начались поиски, в результате которых выяснилось, что в августе 1923 года Багрицкий приехал на пароходе из Одессы в Николаев вместе со своим другом – художником и поэтом Яковом Вельским, бывшим в то время редактором «Красного Николаева». Багрицкий пробыл в Николаеве два месяца. Он был зачислен в секретариат редакции. Кроме работы в газете, он много писал, выступал на предприятиях города, участвовал в занятиях городского литературного объединения «Октябрь».

В «Красном Николаеве» было напечатано шестнадцать стихотворений Багрицкого, в большинстве на злободневные темы. В тот период в Николаеве несла гарнизонную службу прославленная 15-я Сивашская дивизия, ей посвящены стихотворения «Красная казарма» и «В награду бойцам». В «Красной казарме» есть такие строки:

И в пенье пуль, в огне, в полетах дыма,

Среди лиманов, в скалах и в пыли.

По берегам широкошумным

Крыма Мы яростное знамя пронесли.

Я с вами шел, я с вами жил в гниющей

Окопной грязи – у ночных костров.

Алешки, Броды, тайгинские пущи

Промчались мимо в топоте шагов.

Пора воздать за голод и страданье,

За снег в смерть, за битвы и поход,

Взгляни, рабочий, – каменное зданье

Казармы красной радостно встает.

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1971 - №1. - C. 249-252
Копировать