№4, 1978/Хроника

Среди журналов и газет

А. АХМАТОВА и А. ТВАРДОВСКИЙ. «Странные вещи все же происходят на свете: живут два больших поэта, десятилетиями заочно знают друг друга и за десятилетия – первый разговор, и тот по телефону», – говорит А. Кондратович («Литературная Россия», 13 января 1978 года), публикуя свои воспоминания об А. Твардовском и его взаимоотношениях с А. Ахматовой. В сентябре 1959 года Твардовский позвонил по телефону Ахматовой, находившейся в это время в Москве, с просьбой дать цикл стихотворений для публикации в «Новом мире». Твардовский отлично понимал значение и истинный вес Ахматовой. Настоящих поэтов (даже неблизких ему) он всегда отличал и превосходно знал и высоко ценил. Кажущаяся недоступность величия, царственность, связанные с именем Ахматовой, да и то, что они слишком разные поэты, мешало, видимо, Твардовскому раньше познакомиться с поэтессой. В ноябре Анна Андреевна дала цикл стихов для «Нового мира». Стихи были последние, только что написанные. Среди них: «Подумаешь, тоже работа…», «Не стращай меня грозной судьбой…», «Летний сад (Из цикла «Белые ночи»)», «Отрывок» – стихи, написанные в 1959 году. Только под «Воспоминанием» стояла дата – 1956 год. Этот цикл стихов появился в первом номере за 1960 год под названием «Новые стихи».

Следующий цикл поэтессы появился в журнале только в первом номере 1963 года – и тоже из новых стихов.

К 75-летию Ахматовой в шестом номере за 1964 год были напечатаны ее стихи «Из трагедии «Пролог, или сон во сне» – стихи 1963 года.

Интерес к поэзии Ахматовой у Твардовского был давний. Свою статью о ней «Достоинство таланта» он начал словами: «Имя Анны Ахматовой – одно из немногих имен русской поэзии XX века, отмеченных в десятилетиях неизменностью читательских симпатий…»

Присутствуя на вручении Ахматовой литературной премии «Этна-Таормина» в сицилийском городе Катания (Там Твардовский впервые встретился с Ахматовой, – так предполагает А. Кондратович), Твардовский на торжественной церемонии выступил с речью. «Первое, что можно сказать о поэзии Ахматовой, – сказал он, – это подлинность лирического изъяснения, невыдуманность чувств и незаимствованность мыслей. Поэзия Ахматовой – образец высокого мастерства. Она – на уровне высших достижений культуры русского стиха и, следуя классической, главным образом пушкинской традиции, обладает чертами несомненной самобытности. Ее поэзия немногословна, экономна в средствах и по видимости как бы только традиционна».

«АВТОГРАФ Л. ТОЛСТОГО» – так называется заметка, помещенная на страницах газеты «Советская Белоруссия» (4 января 1978 года). Автор ее, И. Резник, сообщает о письме Л. Толстого, посланном писателем Н.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1978

Цитировать

От редакции Среди журналов и газет / От редакции // Вопросы литературы. - 1978 - №4. - C. 317-322
Копировать