№10, 1960/От редакции

Споры о Шоу

«The Shavian», London, 1958 – 1960.

Журнал «Шовиан» выходит не более трех-четырех раз в год, объем его не превышает, как правило, тридцати – сорока страниц, а размером он меньше школьной тетради. Скромные масштабы этого периодического издания объясняются прежде всего материальными причинами: «Шовиан» поддерживает свое существование всякого рода пожертвованиями. Нельзя, однако, не согласиться с мнением активистов «Общества Шоу», выпускающего журнал, что труд по созданию и распространению этого печатного органа – дело не только не «безнадежное, но и приносящее видимые результаты».

«Общество Шоу» является единственным организационно оформленным центром в пределах Англии, где ведется изучение наследия драматурга. Мемориальный музей, так называемый «Уголок Шоу», в Айот Сент Лоуренсе является чисто коммерческим предприятием, а в знаменитой библиотеке Британского Музея только приступают к обработке рукописей Шоу. Естественно поэтому, что на «Шовиан» возлагаются весьма серьезные задачи. Надо отметить, что журнал благодаря энтузиазму своей редакции отважно берется за их выполнение. Он стремится охватить самые различные виды и жанры исследовательской работы: публикации материалов самого Шоу, ранее неизвестных или забытых, проблемные статьи, отчеты о заседаниях «Общества», всякого рода информация.

С тех пор, как в 1956 году отмечалось столетие со дня рождения драматурга, интерес к Шоу в Англии заметно понизился. Даже в Соединенных Штатах он носит более оживленный характер. «Шоу имеет сейчас в Америке совершенно определенное значение, – говорил в 1959 году на заседании Английского сценического общества вашингтонский режиссер Алан Шнейдер, – поскольку там стремятся избавиться от сугубо бытовой драмы старого склада и перевести действие в более глубокий план. Шоу реалистичен и в то же время театрален – отличное сочетание качеств для драматурга. Его роль в театре весьма действенна и важна, мы надеемся, – заключил Шнейдер, – сохранить его на нашей сцене».

В Англии же за последние два-три года, как подвел итоги «Шовиан», появилось лишь несколько проходных телевизионных постановок и почти ни одного заметного спектакля в театрах. «В России, кажется, – было сказано в журнале, – Шоу ценят гораздо больше, чем у него на родине». На страницах «Шовиана» называются различные причины упадка интереса к Шоу среди англичан.

«Во-первых, – пишет один из авторов, – Шоу жил слишком долго: лучшие его пьесы были написаны к 1923 году. Затем его завещание взбесило Англию: вполне естественно было бы оставить свои сбережения в пользу моряков или кошек, но завещать их на составление алфавита – по меньшей мере непростительно. Наконец, почитатели Шоу принесли ему вред, взявшись ставить его второстепенные пьесы».

В этом объяснении, казалось бы, вещи названы своими именами, однако не вскрыт их внутренний смысл. Впрочем, он и без того достаточно ясен: Шоу отжил свой век, восстановил против себя Англию, был скомпрометирован как драматург. Следует подчеркнуть: ни автор объяснения, ни абсолютное большинство «шовианцев» не подвержены воздействию общего поветрия. Напротив, они ревностно защищают Шоу, оказывая ему подчас «медвежью услугу». В их статьях и дискуссиях проскальзывает стремление успокоить добропорядочных англичан относительно «старого насмешника», убедить их в том, будто Шоу, сколь вызывающим и резким он ни выглядит, вполне укладывается в рамки общепринятой морали. Характерна в этом смысле статья Г. Ч. Даффина «Буржуазный моралист в Шоу» (февраль, 1960), но еще более показательна статья известного английского критика Роя Уолкера «Шек и Шо», то есть «Шекспир и Шоу». Р. Уолкер принимал участие в вышеупомянутом заседании Английского сценического общества, где обсуждался вопрос о месте Шоу в современном репертуаре. Его статья, написанная по следам выступления, была помещена в том же февральском номере журнала за 1959 год, что и отчет о дискуссии.

Цитировать

Урнов, Д.М. Споры о Шоу / Д.М. Урнов // Вопросы литературы. - 1960 - №10. - C. 144-147
Копировать