№10, 1973/Жизнь. Искусство. Критика

Создать теорию жанра

Положительным свойством выступления Я. Кумока следует признать то, что здесь делается попытка рассмотреть биографический жанр с общих принципиальных, в какой-то мере даже теоретических позиций.

Подобный подход к современной биографической литературе является своевременным и, на наш взгляд, наиболее плодотворным. Для этого есть свои причины. Жанр биографии издавна пользуется широкой популярностью, причем популярностью всеобщей – и у читателей и у критиков. Скажем, книги серии «Жизнь замечательных людей» рецензируются практически все без исключения, а часто – по многу раз в различных изданиях. Однако в этих рецензиях удается рассмотреть лишь общие проблемы, затронутые книгой, если же думать о художественной специфике, то, как правило, рецензенты сосредоточивают свое внимание лишь на конкретных особенностях произведения (а порой – как это, к сожалению, слишком часто бывает – ограничиваются лишь пересказом содержания). Проблемные или даже обзорные статьи о биографической литературе крайне редки.

Итак, не претендуя на афоризм, можно с уверенностью заключить, что жанр художественной биографии нынче изучается в основном лишь в жанре библиографии.

Думается, что сегодня изучение литературной биографии особенно нуждается в обобщенном, теоретическом подходе. В последние годы количество издаваемой у нас биографической литературы увеличилось необычайно. При этом речь не идет о чисто научных работах и даже не о работах так называемого научно-популярного характера.

Отчетливо наблюдается широкое распространение именно научно-художественной биографии. Этот несколько неуклюжий термин представляется тем не менее довольно точным. Произведения такого рода основываются на достоверных фактах и обстоятельствах, авторская фантазия ограничена здесь жесткими рамками конкретной реальности. Однако, – и в том заключается отличительное свойство жанра, – эта самая реальность может быть передана в художественно образной форме. Следует подчеркнуть, что биография оставляет достаточный простор для беллетризованной и даже романизированной подачи собранного автором материала, в том числе и проникновения во внутренний мир своих героев – область уже чисто художественного творчества.

В советском издательском деле накоплен солидный опыт в создании книг такого рода. В. Жданов уместно назвал имя М. Горького, основателя серии «Жизнь замечательных людей», во многом заложившего те прочные традиции советской биографической литературы, развитие которых продолжается поныне. Наш прямой долг – исследовать накопленный опыт, эти наши традиции, исследовать широко, всесторонне, ведь материал накоплен огромный.

Существует и еще одна сторона дела – чисто количественная. Знакомство с продукцией (если можно так говорить о книгах!) некоторых центральных издательств за минувший год, ясно свидетельствует о весьма значительных здесь количественных показателях. Политиздат в серии «Пламенные революционеры» выпустил семь книг, в «Молодой гвардии» издано пять книг в серии «Пионер – значит первый» и четырнадцать – в серии «ЖЗЛ». Все эти издания имеют очень большие тиражи – некоторые до 200 тысяч экземпляров. Меньшие тиражи имели биографические книги других издательств, однако число названий здесь также велико: в «Искусстве» появилось девять книг в серии «Жизнь в искусстве», пять – в издательстве «Просвещение» и столько же в «Знании», три – в «Московском рабочем» (многие эти книги также объединены в продолжающиеся серии).

Разумеется, приведенный выше краткий библиографический обзор отрывочен и, безусловно, неполон. Важно здесь подчеркнуть другое: десять – пятнадцать лет назад биографические книги выходили сравнительно редко, ныне они стали непременной – и немалочисленной – частью издательских планов, и отнюдь не только в Москве. То и дело возникают новые серии биографий, порой не всегда удачно продуманные, а от этого и с короткой собственной «биографией».

Итак, бесспорно: сегодня мы наблюдаем безусловный «бум» в распространении биографической литературы. Этот «бум» нуждается в осмыслении, глубоком анализе.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №10, 1973

Цитировать

Семанов, С.Н. Создать теорию жанра / С.Н. Семанов // Вопросы литературы. - 1973 - №10. - C. 47-53
Копировать