Современный роман: идеология или философия?. Текст конференции подготовлен к публикации Е. Погорелой
Очередная Букеровская конференция, прошедшая 14 ноября 2013 года в здании банка «ГЛОБЭКС», была посвящена одной из наиболее острых проблем, касающихся современного романа. Чем руководствуются нынешние романисты: идеологией или философией? В каком контексте — актуальном или же историческом — существуют их произведения? К обсуждению были приглашены критики и писатели из Москвы (Алексей Алехин, Наталья Иванова, лександр Кабаков, Владимир Кантор, Олег Кудрин, Владимир Новиков, Маргарита Хемлин, Сергей Чередниченко, ергей Шаргунов), Санкт-Петербурга (Александр Мелихов, Елена Чижова), Перми (Марина Абашева, Елена Бразговская), Ростова-на-Дону (Денис Гуцко, Владимир Козлов), а также читатели, библиотекари и студенты.
Традиционно вел конференцию литературный секретарь Букеровской премии критик Игорь Шайтанов.
Т.Владимирская. От имени нашего банка я приветствую участников традиционной Букеровской конференции, которая уже второй год проходит в стенах банка «ГЛОБЭКС». Предваряя тему конференции, хотелось бы отметить, что каждая интеллектуальная идеология опирается на философскую концепцию и переплетение идеологии и философии вполне закономерно. Но если в центре внимания философии находится выявление возможностей и обязанностей человека исходя из его положения и предназначения в мире, то идеология имеет дело не столько с человекомвообще, сколько с частнымчеловеком, занимающим конкретное место в конкретном социуме. Обсуждение темы сегодняшней конференции — «Современный роман: идеология или философия?», — как мне кажется, позволит рассмотреть эту взаимосвязь с позиции литературы текущего времени.
И. Шайтанов. Спасибо вам, Татьяна, спасибо и Виталию Вавилину — председателю ГЛОБЭКСбанка, который является, как мы знаем, еще и замечательным читателем: не случайно именно ГЛОБЭКСбанк стал спонсором премии «Русский Букер». Сегодня мы присутствуем на ежегодной Букеровской конференции, время проведения которой в последние годы зафиксировано между шортлистом и финальной церемонией (в 2013 году она состоялась 4 декабря). Это не значит, что мы обсуждаем произведения финалистов — хотя сегодня в нашем разговоре участвуют и те, кого выбрали, и те, кто выбирали. Из финалистов к нам присоединились Маргарита Хемлин и ростовчанин Денис Гуцко, а из членов жюри нынешнего года — прозаик, философ Владимир Кантор.
Пожалуй, никогда прежде тема предполагаемой конференции не вызывала столько вопросов участников — вопросов в духе «а что вы имеете в виду?». Для объяснения смысла этого парадоксального названия я приглашаю писателя Александра Кабакова.
А. Кабаков. Чем объясняется идея этого названия? Общее соображение такое: на мой взгляд, к сожалению (что можно отнести за счет собственной обиды, ну и ради бога), современный роман — или то, что нам предлагается в качестве современного романа, — утратил все признаки романа как такового. И прежде всего главный признак… Как известно, в русском языке слово «роман» имеет по крайней мере два смысла — литературный жанр и отношения между влюбленными. Так вот, этот литературный жанр с отношениями между влюбленными разошелся на прочь, и, боюсь, вскоре надо будет для какогото из этих понятий изобретать новое слово.
Я бы предложил комунибудь из вас вспомнить роман о любви, появившийся в последнее десятилетие. Даже не десятилетие, а десятилетия! Романов о любви теперь не пишут. Наиболее актуальными произведениями сейчас называются «Сахарный Кремль», «Опричнина»… Какая там любовь! Мода на глубоко политизированную и идеологизированную утопию, заданная несколькими литераторами в конце 1980х годов, продержалась столько, сколько не должна держаться ни одна мода — будучи, по самому своему существу, явлением эфемерным, быстрым, мгновенно меняющимся, за которым трудно уследить и т. д. А тут и следить не надо! Прошло десять лет — написана антиутопия, еще десять лет — еще одна антиутопия… Конца нет. Что это такое?
На мой взгляд, это демонстрирует абсолютное отсутствие интереса к собственно литературе. Еще раз говорю: роман — даже не без любовнойлинии, а без любовнойсущности— это, по сути, вообще не роман. И то, что любовь в современных произведениях отсутствует, фактически означает, что писать романы у современных прозаиков нет никакого желания. Писать политические памфлеты, актуальные статьи, социокультурные исследования — это пожалуйста, да, но роман?
По нынешним понятиям «Анна Каренина» — вообще неизвестно что, неизвестно про что и неизвестно зачем. Вот разве что про тяжелое положение трудящихся, которые обстукивают колеса…
Почему так происходит? Мне кажется, я догадываюсь, почему. Я думаю, что постмодернистские игры исключили из сознания людей все реальное, все настоящее, все, что не подразумевает ернической оговорки «какбы». Обычный текст — это «Иванов полюбил Петрову», без оговорок, а постмодернистский текст — «как бы Иванов как бы полюбил…» и т. д. Подобное развитие отношений приводит к тому, что не только читающим, но и пишущим неинтересно все, что происходит без условного «как бы». Тогда любовь уходит; в лучшем случае она пародируется, в худшем случае — ее просто не существует.
Более того, уходит вообще то, что относится… я не говорю — к внутреннему, но хотя бы к «невнешнему» миру. Внешний мир — политика, идеология, социальные проблемы — этого сколько угодно. Внутренний, который, как правило, бывает связан с полным отсутствием проблемы внешнего мира или с полным его недопущением, — этот внутренний мир писателям не интересен! Я задаюсь вопросом — почему? И прихожу к выводу, что он неинтересен никому оттого, что литература, ставшая постмодернистской игрой, просто не может включать в сферу своих интересов ничего настоящего. Это, знаете, как если драгоценный камень оправить в металлизированную пластмассу… Ведь очень странно будет выглядеть в такой оправе бриллиант! Очень странно выглядят любые настоящие чувства — или вообще что бы то ни было настоящее — в постмодернистской игре. Они не сочетаются с ней, поэтому и не нужны.
Думаю, что любой подбор лауреатов литературных премий за последние несколько лет, независимо от их направленности: «Национальный Бестселлер», «Нос», пытающийся не снимать галстука «Букер», «Большая Книга», — покажет, что все эти лауреаты обитают на некоем постмодернистском архипелаге, где нет людей, а есть какбылюди, вступающие в какбыотношения между собой… За редчайшими исключениями, которые либо вызывают раздражение, либо, наоборот, привлекают внимание и оцениваются высоко, но в любом случае остаются исключениями. И сейчас просто нужно понять, что и идеология, и политика, и философия вызывают к жизни вот этот новый роман: без чувств. Современный роман занимается чем угодно концептуальным, но ничем человеческим.
И. Шайтанов. Спасибо, Александр Абрамович. После такого вступления я должен напомнить историю, приключившуюся в «Букере» около четырех лет назад, когда премию присудили роману «Цветочный крест» Елены Колядиной — роману, который, как тогда говорили, должен был оказаться крестом, вбитым в могилу премии «Русский Букер». А это ведь роман о любви! Может быть, именно стремление к роману о любви заставило жюри вчитаться в него поверх всех несовершенств колядинского романа — боровшегося, напомню, с действительно мастерским, замечательным романом Маргариты Хемлин «Клоцвог», романом, если я его правильно прочитал и правильно понял, наоборот, о безлюбии! А еще можно вспомнить роман Елены Чижовой, которая сейчас присутствует с нами благодаря телемосту, — «Время женщин». Произведение с таким названием может ли быть написано не о любви? Я бы хотел предоставить слово Елене Чижовой.
Е.Чижова. Нехорошо говорить о себе, но, в сущности, все, что я делаю в прозе, я делаю о внутреннемчеловеке— и думаю, что в этом смысле я не одна. Просто, наверное, в современных романах любовь принимает разные формы, иногда довольно уродливые… И потом, всетаки любовь — это не только взаимоотношения мужчины и женщины, это всякого рода взаимоотношения с миром. Но я хочу сказать не об этом…
Вы знаете, когда я в первый раз задумалась над проблемой сегодняшней конференции, о том, чем же питается современный роман: идеологией или философией, — я для начала попыталась разобраться в терминах. Дело в том, что для меня философия — это нечто сродни мировоззрению, это то, что писатель взращивает внутри себя самостоятельно, тогда как идеология, наоборот, есть некая готовая система убеждений. Как правило даже, система, которая насаждается государством. Поскольку мы обсуждаем вопрос о том, сосредоточен ли интерес современных романистов на проблемах сегодняшнего дня или их интересуют вопросы исторического плана, хочется сказать, что для меня оба эти понятия — идеология и философия — важны в их взаимодействии с историей.
Идеология, по сути, тесно связана с фальсификатом истории — то есть является своего рода инструментом для ее фальсификации, в то время как философия позволяет осмысливать реальную историю. В сущности, в этом и заключался главный конфликт XX века — во всяком случае, главный литературный конфликт. Понимаете, что касается актуальных вопросов сегодняшнего дня… В позапрошлом, XIX, веке их можно было решать без оглядки на историю. А. Кабаков уже упомянул «Анну Каренину»; так вот, я хочу сказать, что когда в финале Вронский уходит на войну, сам по себе этот факт ничего не добавляет к осмыслению взаимоотношений героев. Он просто ставит точку в его личной судьбе. Но в XX веке все существенным образом изменилось; подлинная история стала необходимым бэкграундом литературы. В разной, конечно, степени: так, «Мастера и Маргариту» Булгакова еще можно читать поверхностно, неглубоко, имея слабое представление о том, что же, собственно, происходило тогда в предвоенной Москве, — но вот уже «Долгое прощание» Трифонова невозможно понять, не зная о процессе против космополитов 1940—1950х годов. Главный конфликт произведения просто не раскрывается. И мне кажется, что это противостояние идеологии и философии продолжается и в наше время. Коротко говоря, так же, как А. Кабаков не может представить себе настоящий роман без глубокой любовной истории, я не могу представить себе современный роман, сосредоточенный исключительно на проблемах сегодняшнего дня. Потому что… это только кажется, что проблемы — сегодняшние, а на самомто деле они вчерашние или даже позавчерашние. И писатель, который этого не чувствует, а пишет, условно говоря, только о вечной и чистой любви, как мне кажется, либо предлагает читателю ходульных персонажей, традиционно населяющих массовую литературу, либо — и здесь я, как в компьютерной игре, перехожу на следующий уровень, более присущий «Букеру», — сознательно или бессознательно попадает в пространство идеологии.
Вот эту тенденцию впадениявидеологию я начала наблюдать у целого ряда писателей гдето с середины «нулевых» годов. До этого, действительно, главенствовал наш российский постмодернизм. Но гдето с середины 2000х эта «идеологическая» тенденция стала крепнуть. Православие, самодержавие, народность, суверенная демократия, особый путь России, ее величие и т. д. — все эти мифы порою высовываются из самых стилистически безупречных текстов, и это меня удручает; но, впрочем, надеюсь, что рано или поздно мы всетаки это преодолеем.
И. Шайтанов. Спасибо. Прежде чем выступят другие наши спикеры, каждый посвоему воспринимающие современность и современный роман, мне бы хотелось услышать голос читателей. Тольятти, вы с нами? Откликнитесь!
А.Кешкурно. Я думаю, что мы могли бы представить сейчас точку зрения читателей. Наша библиотека, крупнейшая библиотека Тольятти, библиотека Автограда, насчитывает шестьдесят пять тысяч читателей. Мы проводим здесь регулярные встречи, говорим в том числе и о современной литературе — и наблюдаем, особенно в последние годы, рост вкуса к прозе, к современной качественной прозе. В частности, успехом пользуется один из романов, в начале 2000х завоевавших Букеровскую премию, — роман М. Шишкина «Взятие Измаила». На примере этой книги видно, что противопоставление философии и идеологии, актуальных проблем и проблем исторических может быть чистой условностью; во всяком случае, с точки зрения Шишкина все исторические периоды равноценны и равнозначны для человеческого естества.
Какие еще романы, кроме шишкинского, интересны сегодняшнему читателю? Ежегодно мы проводим опрос о так называемой книге года: мы просим читателей назвать книги, которые показались им особенно важными, значимыми в уходящем году. Рассказать о читательских предпочтениях я попрошу нашего библиотекаря Ольгу Беляеву.
О.Беляева. Должна сказать, что результаты этого эксперимента весьма интересны. Так, в первый год мы имели пеструю картину — от Дарьи Донцовой и до Елены Чижовой, а в прошлом году со значительным отрывом у нас победили Дина Рубина и Людмила Улицкая. В любом случае, мы имеем возможность наблюдать, как происходит формирование читательского вкуса, — и мы надеемся так или иначе формировать этот вкус.
И. Шайтанов. Действительно, от Чижовой до Донцовой — это очень широкий вкусовой спектр… Впрочем, Елена Чижова — замечательный романист и за Донцову не отвечает. Что же по поводу философии и идеологии думает литературоведение? Слово предоставляется профессору МГУ, критику, литературоведу Владимиру Новикову.
В.Новиков. Как вузовский преподаватель скажу, что было бы невозможно говорить со студентами, не называя имен писателей и не приводя заглавий романов. Поэтому хочу подбросить в пламя дискуссии конкретных дров — и назвать те романы, которые в соответствии с текущей повесткой являют пример идеологического творчества; ведь если слово «идеология» освободить от советских тоталитарных коннотаций, то в общемто оно само по себе недурное. Романист вполне может иметь идеологию, как и его произведение.
Итак, на мой взгляд, идеологическими романами на сегодняшний день являются «Теллурия» В. Сорокина, «Лавр» Е. Водолазкина, «Красный свет» М. Кантора, «1993» С. Шаргунова и «Обращение в слух» А. Понизовского. При этом один полюс — антиутопический; здесь явный лидер — Сорокин, и по его поводу я соглашусь с Кабаковым: та же «Теллурия» — вещь превосходная, виртуозно написанная, но сколько же можно твердить о том, что Россия погибла, погрузилась в средневековый мрак! Эту идеологию движет просто инерция… А на противоположном фланге — Е. Водолазкин, нашедший ту самую «духовную скрепу», которая теперь востребована (православная точка зрения заявлена в «Лавре», но я не буду сейчас раскрывать и анализировать содержание).
С другой стороны, у нас есть М. Кантор с его реабилитацией советского проекта, осуществленной к тому же на языке социалистического реализма 1950х годов. Несколько в отдалении — С. Шаргунов, который сопрягает политическую тему с семейным романом, и А. Понизовский, предлагающий некий либеральнозападный вариант проникновения в реальность.
Я не оцениваю сейчас эти произведения, а просто хочу призвать к их обсуждению. Что же касается перехода от идеологии к философии, то, должен признаться, я вижу здесь только один путь — чисто технологический, чисто сюжетный. У нас мало романов не потому, что в них мало любви, как считает А. Кабаков, но потому, что по сути это не романы, а хроники. События в них развиваются хронологически, при том что фабульная, то есть причинноследственная, причинновременная, связь между ними отсутствует. Нам не хватает обычного качественного беллетризма; обратили ли вы внимание, что все претенденты на Нобелевскую премию в литературе, среди которых наших соотечественников почти нет, — писатели беллетризированные, «сюжетные»? Это качество из современной литературы ушло.
А между тем все помнят, что ведь был такой писательидеолог, придумавший еще и беспроигрышную сюжетную фабулу — о студентеюристе, который убил ростовщицу… И идеологическифилософский потенциал этой фабулы разгадывается уже довольно давно. Чего я и желаю современным писателям.
И. Шайтанов. А вы не думаете, что роман Водолазкина — это как раз попытка сделать шаг от идеологии к философии? Что Водолазкин пытается этот шаг сделать?
В.Новиков. Я бы сказал так: очень умственная всетаки фабула. Эмоционального контакта с читателем — в моем лице — эта фабула не достигает.
И. Шайтанов. В таком случае я передаю слово еще одному романисту. Денис Гуцко ведь присутствует в студии РостованаДону?
Д.Гуцко. Пока мы налаживали аппаратуру для телемоста, мы обсуждали предложенную тему и сошлись на том, что вопрос выбора между идеологией и философией — это довольно условный вопрос и противопоставление здесь ни к чему. Либо идеология, либо философия? Всетаки хотелось бы и того, и другого.
И вместе с тем Александр Кабаков сказал очень точно о моде, диктующей современный роман. К сожалению, ожидать того, что эта мода пройдет в ближайшее время, пока не приходится. До сих пор все романы на идеологическую тематику, в том числе «Теллурия» и «Красный свет», имеют дело с идеологиями, сформулированными ранее. Это либо реабилитация советского проекта, либо некая интерпретация истории, которая сама по себе есть и инструмент, и продукт идеологии. Читателем, как видно, это действительно востребовано, потому что нынешний читатель както воспаленно идеологизирован.
Но по законам сюжета вскоре должны появиться романы, в которых если и не сформулирована будет новая идеология, то хотя бы предпримется попытка ее както нащупать и предсказать…
И. Шайтанов. Денис, прерву вас вопросом: а как вы думаете, в ваших двух букеровских романах — «Русского ворящий» и «Бетасамец» — есть ли попытка создания новой или преломления старой идеологии?
Д.Гуцко. Вы знаете, я вдруг вспомнил Шаламова… Он, как известно, разделял литературу на ту, которая «от Толстого», и ту, которая «от Пушкина». И вот первую, однозначно идеологизированную, проповедническую, он обвинял во всех смертных грехах. «Бешеная проповедь Достоевского», как он считал, — коротко говоря, привела нас к ГУЛАГу. Это идеология.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2014