№9, 1987/Хроника

Советские литературно-художественные журналы

8 апреле 1987 года на кафедре литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ (завкафедрой проф. А. Г. Бочаров) состоялась научно-практическая конференция «Советские литературно-художественные журналы: история, современное состояние, роль в общественной жизни».

На конференции было заслушано 23 доклада и сообщения.

Первую группу составили выступления тех, кто сегодня непосредственно занят журнальной работой.

Г. Бакланов познакомил с принципами планирования нескольких номеров журнала «Знамя» за 1987 год, подчеркнул необходимость правильного соотнесения на журнальной площади современных и историко-литературных публикаций. Материалы литературного наследия, связанные с именами В. Ходасевича, М. Булгакова, Г. Иванова, О. Берггольц и других, должны сопровождаться вступительным словом и комментарием литературоведов, критиков. Это поможет читателю воспринять предлагаемые его вниманию произведения в историко-литературном контексте. В условиях заметно возросшей сегодня борьбы между толстыми журналами за подписчика редколлегия «Знамени» добивается того, чтобы абсолютно все материалы каждого номера вызывали несомненный читательский интерес – будь то проза, поэзия, публицистика или критика.

В. Лакшин рассказал об опыте работы А. Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир», в частности – о взаимоотношениях журнала и его авторов. А. Твардовскому никогда не изменяло чувство глубокой связи возглавляемого им журнала с коренными народными интересами.

Демократизм и культура в их взаимодействии определяли направление «Нового мира», причем культура понималась «не как изящный цветок, растущий оторванно от своей почвы, а как что-то нераздельно связанное с этим демократизмом». Иногда оценки предложенных рукописей были у Твардовского чересчур резки и субъективны, но они никогда не были подсказаны посторонними литературе соображениями. В «Новом мире» не было ни тени заискивания перед крупными именами. Но было уважение и бережное отношение к таланту.

Обобщая опыт «Дружбы народов», Л. Теракопян подчеркнул, что нынешняя духовная ситуация в стране, атмосфера гласности заставляет каждое издание обретать и новые качества, и новый облик. Нужна более четкая организация журнального пространства, продуманная композиция номера. Журналы должны стать более оперативными, с большей свободой маневрирования объемом номеров. Сегодня, как никогда прежде, ясно, что без радикальной перестройки журнального дела не обойтись. Окостенели штатная структура, полиграфические возможности, сумма гонорара. Не только по оперативности, но и по остроте публикаций журналы стали нередко проигрывать газетам, еженедельникам, телевидению. Выстоять могут только те издания, у которых есть свое направление, свое лицо, своя журнальная политика. У «Дружбы народов» здесь особенно сложные задачи. Литературы народов СССР в журнале поставлены в условия соревнования с русской, и далеко не всегда соревнуются на равных. «Решая коммерческие проблемы, – отметил докладчик, – можно упустить творческие, перспективные, «завалить» дороги от молодых литератур ко всесоюзным.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №9, 1987

Цитировать

Скарлыгина, Е.Ю. Советские литературно-художественные журналы / Е.Ю. Скарлыгина // Вопросы литературы. - 1987 - №9. - C. 275-278
Копировать