№6, 1973/Хроника

Совещание стиховедов

В начале февраля этого года в Институте мировой литературы имени А. М. Горького состоялось очередное совещание стиховедов-русистов, на котором присутствовало около сорока исследователей из шестнадцати городов нашей страны.

Программа совещания была очень насыщенной и делилась на три основных раздела: доклады, обсуждение инструкции к составлению словаря рифм Пушкина (проект В. Холшевникова) и вопросов, касающихся коллективной работы над свободным стихом.

В выступлениях наметилась тенденция к расширению приемов стихового анализа, все еще нередко ограничиваемого метром в ущерб другим сторонам стихотворной речи.

В докладе А. Жовтиса (Алтма-Ата) «О принципах описания современного стиха» отмечалось, что отождествление метричности со стихотворностью мешает вскрыть закономерности стиха. Докладчик критиковал понятие полиритмической композиции, скрывающей разные стиховые реальности, и предложил при исследовании современного стиха использовать категорию «гетероморфного стиха», то есть неоднородного, и проиллюстрировал ее на материале поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко и других поэтов.

В сообщении В. Баевского (Смоленск) «Ритмические характеристики стиха русской советской поэзии 50-60-х гг.» рекомендована новая методика исследования хорея и ямба, основанная на учете разной выделенности слогов в русском языке и в отличие от традиционно-метрической обращающая внимание и на так называемые слабые места в строке. С помощью этой методики, устанавливающей среднюю выделенность каждого слога в стихотворении, исследован стих двадцати поэтов.

Тема доклада К. Вишневского (Пенза) – «Некоторые закономерности строфических конструкций». Доклад основан на обследовании материала русского классического стиха, докладчик выявил определенные закономерности, связанные с объективным стремлением стиха к ритмико-интонационной четкости симметрии, его обозримости.

В выступлении Е. Орлова (Донецк) – «Ритм художественной прозы и среднеречевые характеристики естественного языкового ритма» – было показано, что система художественной прозы занимает промежуточное положение между драматургическими текстами, которые отличаются наименьшими средними размерами слова и колона, и научными, где величина этих характеристик наибольшая.

М. Гиршман (Донецк) сообщил, что проблема ритма прозы вызвала глубокий интерес советских прозаиков, приславших около сорока ответов на анкету о ритме прозы. В его докладе «К проблеме ритмической эволюции русской прозы XVIII – начала XIX в.» была сделана попытка проанализировать переход от ритмического разграничения видов и жанров речи к формированию ритмического единства целого произведения, а затем от статического к динамическому единству ритма художественного целого, в котором выделяются и содержательно взаимодействуют различные ритмические темы и планы.

В докладе «Межрифменные ассоциативные связи» Н. Черемисина (Уфа) отметила, что рифмующиеся слова связаны, как правило, не только звуковым повтором, но и смысловыми ассоциациями; иногда возникает новый микрообраз – сравнение, метафора и др.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1973

Цитировать

Гончаров, Б.П. Совещание стиховедов / Б.П. Гончаров // Вопросы литературы. - 1973 - №6. - C. 300-301
Копировать