№6, 1973/Полемика

Гибельный альянс науки и антисоветизма

В журнале «Славоник энд ист-юропиен ревью» за октябрь 1971 года напечатана статья адъюнкт-профессора Питсбургского университета Людмилы Келер «Об идентичности пушкинского «возвышенного галла» 1.

Предмет ее – не новый, но все еще остро дебатируемый. Спор идет о том, кого имел в виду Пушкин в оде «Вольность», обращаясь к «грозе царей, свободы гордой певице» с призывом:

Открой мне благородный след

Того возвышенного галла,

Кому сама средь славных бед

Ты гимны смелые внушала.

 

На мой взгляд, Л. Келер права, следуя традиционной расшифровке «возвышенного галла» (Андре Шенье) и соответственно отводя «кандидатуры» Экушара Лебрена и Руже де Лиля.

Есть, однако, в статье тенденция, которая резко снижает ее научную ценность.

Прежде всего, Л. Келер неверно излагает «историю вопроса», представляя дело так, будто «кандидатура» А. Шенье оказалась неугодной для советского пушкиноведения исключительно по политическим мотивам. Она якобы не соответствовала «схеме радикализации Пушкина» и могла вызвать «неприятные намеки и опасные ассоциации» (я не буду здесь повторять этих «намеков» и «ассоциаций» типа пресловутой аналогии: А. Шенье – Н. Гумилев, почерпнутых Л. Келер из белоэмигрантских клеветнических писаний Г. Струве и Ю. Айхенвальда).

Нарочитая предвзятость заставляет Л. Келер утверждать, что «советские ученые колеблются от одного неправдоподобного кандидата к другому» (то есть от Экушара Лебрена к Руже де Лилю), лишь бы «меньше говорить об Андре Шенье (особенно в связи с Пушкиным)».

Но ведь «отвержение кандидатуры А. Шенье», как известно, началось еще в дореволюционном пушкиноведении статьями И. Бикермана (1914) и Б. Томашевского (1916). После того как в 1904 году был обнаружен автограф «Вольности» с проставленной на нем рукой Пушкина датой: 1817 год, против кандидатуры А. Шенье, «Стихотворения» которого вышли в 1819 году, возник веский аргумент – хронология. «…Поскольку нужно признать совершенно несомненным, – писал М. Цявловский, – что ода написана в конце 1817 г., разуметь А. Шенье под «возвышенным галлом» не приходится… Утверждать, что Пушкин в «Вольности» говорит об А. Шенье, можно лишь доказав, что поэт в конце 1817 г. знал его как автора «смелых гимнов» 2.

«Именно это, – добавляла позднее Т. Цявловская, – и сделано А. Л. Слонимским в его заметке о «возвышенном галле» 3.

Из сказанного явствует, что дискуссия о «возвышенном галле» носила и носит характер исследования сложной научной проблемы, к окончательному решению которой до последнего времени не подошли ни советские, ни зарубежные слависты (сошлюсь хотя бы на статью Д. Стремоухова «Андре Шенье в России» в парижском «Ревю де литтератюр компаре», N 4, 1957, и комментарий В. Набокова к «Евгению Онегину» в нью-йоркском издании, 1964).

По выражению его первого биографа и издателя Анри Латуша, А. Шенье был «поэт, одновременно неизвестный и знаменитый».

  1. Ludmila Koehler, The Identity of Pushkin’s «Sublime Gaul» – «The Slavonic and East European Review», vol. XLIX, N 117, October 1971, p. 487 – 499.[]
  2. М. А. Цявловский, Статьи о Пушкине, Изд. АН СССР, М. 1962, стр. 75 – 76.[]
  3. Там же, стр. 76.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1973

Цитировать

Нольман, М. Гибельный альянс науки и антисоветизма / М. Нольман // Вопросы литературы. - 1973 - №6. - C. 172-176
Копировать