№3, 2008/Книжный разворот

Собрание сочинений: К шестидесятилетию Льва Иосифовича Соболева

Рецензируемая книга довольно необычна по жанру, аналог ей найти едва ли возможно. Сборник в честь юбилея авторитетного ученого – хорошо известная и весьма почтенная разновидность научной литературы, особенно в университетских издательствах: собираются ученики, коллеги и пишут на темы, которые интересуют юбиляра. Но на этот раз адресатом «Собрания сочинений» стал не академик или профессор, а школьный учитель русского языка и литературы. Правда, учитель необычный. Заслуженный учитель Российской Федерации Л. Соболев много лет известен как блестящий педагог, неоднократно признававшийся лучшим в своей профессии. Его мастерство давно стало легендарным, а гимназия N 1567 (бывшая школа N 67) давно считается лучшей в Москве по уровню преподавания литературы. Отдавая ученикам много времени и сил, юбиляр не чуждается и научной работы: список его трудов (в бумажных и интернет-изданиях) насчитывает 116 позиций (на 2005 год).

Издание сборника, подобного рецензируемому, радует. Идея, безусловно, хороша. С горечью думаешь о том, что выдающимся и знаменитым учителям прошлого – Е. Ильину, В. Шаталову, С. Лысенковой – таких почестей не оказывали. В советское время книгоиздание было регламентировано, и выпустить подобный сборник не представлялось возможным. Здесь же ученики юбиляра обеспечили материальную поддержку, многие представили свои статьи (по шутливой терминологии составителя – сочинения) – и сборник вышел.

Оригинальность замысла предопределила и оригинальность содержания. В сборник вошли (не считая предисловия и библиографии трудов юбиляра) 44 статьи самого разнообразного содержания: посвященные русской, английской, исландской и индийской литературе, языкознанию, театроведению, истории, археологии, искусствознанию. Помимо учеников Соболева в сборнике участвуют и его коллеги – известный учитель Э. Безносов (он вместе с Львом Иосифовичем заведует кафедрой словесности в гимназии N 1567), литературоведы В. Мильчина, А. Осповат, О. Лекманов.

Много интересной информации содержит предисловие, написанное А. Немзером – журналистом, критиком и литературоведом, учеником первого выпуска Соболева. Так, мы узнаем, что юбиляр защитил диплом у Г. Поспелова – человека сложного и неоднозначного, но блестящего знатока русской литературы, отличавшегося твердыми моральными принципами’. Жаль, что Немзер обошел вопрос о том, почему этому авторитетному ученому не удалось оставить Соболева в аспирантуре филфака. Лев Иосифович поступил в Институт конкретных социологических исследований – весьма интересное заведение (своего рода оазис неидеологизированной науки), разгромленное впоследствии партийными ортодоксами. К сожалению, автор предисловия не указал ни темы диссертации, ни причины, по которой Соболев ее не защитил, – конфликт с научным руководителем или разгон ИКСИ? Но, во всяком случае, юбиляр вернулся к своей дипломной специальности: стал учителем русского языка и литературы средней школы. По справедливому замечанию А. Немзера, он поставил интереснейший эксперимент, в том числе и с точки зрения социологии: доказал, что и в советской школе может работать незаурядный педагог с нестандартным подходом к предмету. И в начале 90-х годов прошлого века, когда, казалось бы, образование утратило цену, Соболев продолжал успешно трудиться. Плодотворно трудится и сейчас, несмотря на многие непродуманные эксперименты нынешних чиновников от образования.

Цель авторов и составителей ясна: показать, что блестящий учитель привил своим ученикам интерес к гуманитарным наукам и вкус к исследовательской деятельности.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2008

Цитировать

Бондарюк, К. Собрание сочинений: К шестидесятилетию Льва Иосифовича Соболева / К. Бондарюк // Вопросы литературы. - 2008 - №3. - C. 368-371
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке