№2, 1961/Обзоры и рецензии

Собрание революционных песен и стихотворений

«Вольная русская поэзия второй половины XIX века», «Библиотека поэта», Большая серия, изд. 2-е, «Советский писатель», Л. 1959, 886 стр.

Вряд ли найдется человек, который не знал или не слышал бы революционных песен «Отречемся от старого мира» и «Замучен тяжелой неволей», но, вероятно, только немногим известно, что авторами их являются революционеры-народники П. Л. Лавров и Г. А. Мачтет.

Время героической борьбы шестидесятников и бесстрашных революционеров-народников породило целую плеяду борцов, совмещавших поэтическое слово с революционным делом. Некрасов и Огарев, Михайлов и Курочкин, Лавров и Мачтет, Клеменц и Сннегуб, Морозов и Бардина, Волховской и Тан-Богораз, Фигнер и Якубович – вот далеко не полный перечень имен поэтов, творчество которых стало достоянием вольных изданий зарубежных и подпольных типографий.

Десятки песен, сотни ярких, широко популярных в свое время стихотворений постепенно забывались, сменяемые новыми песнями и новыми стихами. Многие из них, не закрепленные в печати, утрачены для нас навсегда; другая часть, попав в подпольные и зарубежные издания, в уцелевшие рукописные журналы и альбомы, сохранилась до наших дней. Однако знакомство с этим материалом до последнего времени было чрезвычайно затруднено.

Советские исследователи А. Шилов, а затем С. Рейсер проделали огромную кропотливую работу по собиранию, отбору и «комментированию поэтических произведений, миновавших царскую цензуру. Сборник, подготовленный ими, – первое довольно полное собрание революционных песен и стихотворений этого времени. В нем представлено 387 произведений, напечатанных в подпольных и зарубежных изданиях, начиная с герценовской «Полярной звезды» и кончая «Новым сборником революционных песен и стихотворений» (Париж, 1898).

Не все произведения, включенные в сборник, равноценны по своим литературно-художественным достоинствам. Но даже слабые в художественном отношении стихотворения и песни важны для нас как исторические документы, характеризующие политические настроения в русском обществе эпохи двух революционных ситуаций. Несомненное значение рецензируемой книги состоит в том, что она ввела в научный обиход и сделала доступным широкому читателю большое количество поэтических произведений яркого революционного накала. Исследование подпольной поэзии поможет глубже научить историю общественной мысли и революционного движения России, развитие русской литературы во второй половине XIX века. Знакомство с нелегальными сборниками стихотворений пополнит наши представления о революционной поэзии 60-х годов. Сейчас уже стало невозможно обходить молчанием поэзию революционного народничества, как это было до недавнего времени. В будущих курсах истории русской литературы нелегальная поэзия революционного народничества займет подобающее место как связующее звено между революционно-демократической поэзией 60-х годов и ранней пролетарской поэзией. Перед составителями сборника, и прежде всего перед покойным А. Шиловым, подготовившим еще в 1934 году его структурную основу, встал вопрос о размещении и группировке большого и во многом разнохарактерного материала. Как располагать произведения: по времени создания и моменту распространения их, по авторам или по тем изданиям, в которых они впервые появлялись? Для сборников данного типа наиболее целесообразным было бы расположение произведений в хронологическом порядке по начальной дате их распространения в печатной или рукописной форме. Однако особенности материала, трудности в определении времени распространения того или иного стихотворения не дали составителям этой возможности, и они были вынуждены, соблюдая в основном хронологический принцип, располагать произведения по сборникам и другим источникам. Следует учитывать также, что во второй половине XIX века нелегальная поэзия распространялась главным образом именно через сборники, подпольные газеты и другие издания. «Принятое расположение материала, – справедливо замечает в связи с этим С. Рейсер, – дает достаточно отчетливое представление о развитии «вольной» русской поэзии второй половины XIX в.» (стр. 706). Той же цели послужило бы, как нам кажется, перечисление в примечаниях к каждому сборнику или журналу всех поэтических произведений, в нем напечатанных. По этому перечню, сопровожденному краткой характеристикой издания, читатель мог бы более полно судить о позиции того или иного органа подпольной печати.

Немалые трудности вставали перед составителями при решении вопроса о разночтениях и разновременных вариантах стихов, которых имелось в их распоряжении великое множество, Нам представляется ошибочным порою встречающееся в сборнике внесение в текст более поздних вариантов, в художественном отношении пусть даже полноценнее предыдущих. Соблюдая принятый принцип расположения материала,» составители должны были бы более строго придерживаться текста самих изданий, исправляя лишь опечатки и очевидные искажения. Вряд ли удачной, например, можно считать замену в стихотворении А. Л. Боровиковского «К судьям» стиха «Христьянские вериги вместо платья» на стих «Крестьянскую дерюгу вместо платья». Первый вариант, принадлежащий Боровиковскому и отражающий религиозный оттенок, свойственный его мировоззрению, был напечатан в лавровском журнале «Вперед» (1877) и одновременно распространялся в не легальной листовке. Второй, принятый составителями, возник вследствие явной опечатки в сборнике «Отголоски революции» (1886): «Крестьянские вериги вместо платья».

Несомненную историко-литературную ценность представляет проделанная составителями работа по атрибуции ряда произведений, ранее считавшихся анонимными. На основании архивных разысканий, свидетельств современников, указаний отдельных исследователей и других источников было установлено авторство стихотворений «Доля», «Просьба», «Дума кузнеца», «Барка», «Пропагандист» и др. Но стихотворения «Апостол» и «Новая тюрьма», думается нам, приписаны П. Л. Лаврову без достаточных оснований. Нельзя же считать веским аргументом в пользу принадлежности их Лаврову самый факт непечатания в газете «Вперед». Лавров мог печатать (и печатал!) в газете не только свои, но и чужие стихотворные произведения.

Большую помощь читателям окажут вступительная статья С. Рейсера и продуманно составленные примечания, в которых приведены необходимые сведения об авторах произведений, о времени и обстоятельствах, при которых создавались стихотворения, и многих фактах, неизвестных порою не только широким кругам читателей, но также исследователям литературы.

Сборник, появившийся в пору дискуссий о путях развития народнической литературы, без сомнения, станет основой для изучения важнейших моментов в развитии русской революционной поэзии.

Цитировать

Осьмаков, Н. Собрание революционных песен и стихотворений / Н. Осьмаков // Вопросы литературы. - 1961 - №2. - C. 231-233
Копировать