№1, 1975/Панорама

«Словенске погляды» – год издания девяностый

«Словенске погляды на литературу и уменье» («Словацкое обозрение литературы и искусства») – орган Союза словацких писателей; выходит ежемесячно. Главный редактор – поэт, заслуженный художник ЧССР Владимир Рейсел; члены редакционного совета: писатели – Ян Костра, Милош Крно, Владимир Минач, Андрей Плавка, Ян Поничан; критики – Александр Матушка, Даниел Окали, Станислав Шматлак, Ян Штевчек.

В разветвленной системе общественно-литературных периодических изданий Чехословакии журналу «Словенске погляды» принадлежит заметное и по традиции особое место. Основанный в 1846 году, в период подъема национально-освободительного движения, на гребне национального и культурного возрождения, «Словенске погляды», по мысли первого издателя и редактора Йозефа Милослава Гурбана, должен был стать широкой, представительной трибуной национальной духовной жизни, главной опорой молодой, набирающей силы словацкой литературы. «Литература – поводырь людей и народов; она проводит их сквозь лабиринты судьбы, жизни и славы, – писал Гурбан. – И нашей литературе предстоит теперь доказать, что главное для нее – воскрешение жизни словацкой в неживом народе словацком. Молодые писатели, верные своей миссии, призваны отныне утроить усилия и, черпая ценности, укрытые в духе своем, выносить их на свет во имя народа, который с ними и в них воспрянет к жизни».’

Для Словакии, бесправной и безыменной провинции Венгерского Королевства, в свою очередь входившего в этнически пеструю, лоскутную империю Габсбургов, задача развития литературы на родном языке непосредственно смыкалась с более широкой задачей сохранения самобытного облика, формирования и укрепления национального самосознания. «Литература – мертвый капитал, если не приносит процентов в жизни», – решительно утверждал Людовит Штур, поэт, общественный деятель, ведущий идеолог словацкого национального возрождения. Высокий гражданственный пафос служения национальному коллективу, интересам народа пронизывает деятельность подавляющего большинства словацких литераторов XIX – начала XX века; этот пафос аккумулирован на страницах «Словенских поглядов», на протяжении многих нелегких десятилетий передававших из рук в руки эстафету надежды и борьбы.

На первый взгляд может показаться типично юбилейной натяжкой попытка обнаружить некую последовательную линию у журнала, существующего – с вынужденными перерывами – без малого сто тридцать лет. Мы, однако, не случайно отметили традиционно особое положение «Словенских поглядов» среди других общественно-литературных чехословацких изданий. Суть его состоит в том, что журнал изначально и совершенно сознательно стремился быть общенациональной духовной трибуной, консолидатором литературной жизни. В разные периоды по-разному эта роль удавалась журналу. Стремясь примирить непримиримое, он иногда утрачивал лицо, становился эклектическим, уступая свои страницы консервативным и даже реакционным силам. И все же на весах истории чаша с прогрессивным наследием перевешивает все остальное: ошибки, компромиссы, периоды дезориентации. «Остается фактом, – говорится в приветственном письме Отдела культуры ЦК КПС журналу (1974, N 4), – что «Словенске погляды» являлись не только зеркалом литературной жизни, но и не однажды, в ответственные моменты, выступали носителем демократического сознания нации, сплачивая на этой платформе демократизма творческий круг деятелей культуры».

Жизнеспособность этой традиции особенно четко проявилась в 70-е годы, когда руководство Союза словацких писателей встало перед задачей консолидации литературной жизни после периода идейного разброда. «Главное внимание и все силы нашего Союза нужно направлять на создание условий для нового, социалистического творчества, – говорил председатель Союза словацких писателей А. Плавка в отчетном докладе на II съезде ССП в апреле 1972 года. – Инициативное участие художника в социалистическом строительстве – это самое важное, чем в дальнейшем будет жить весь наш Союз. Конкретные литературные произведения, правдиво отображающие социалистическую эпоху, произведения, страстно борющиеся за гуманистические идеалы коммунизма, произведения, служащие трудовому народу и обогащающие национальную культуру, будут наилучшим свидетельством о словацких писателях» (1972, N 5). В качестве неотложной задачи литературных журналов и критики в докладе подчеркивалась необходимость объективной оценки литературного процесса 60-х годов, творческой разработки теории социалистического реализма в современных словацких условиях.

Принцип всестороннего восстановления органической связи литературы с развивающейся социалистической действительностью был положен в основу деятельности и основного органа Союза, журнала «Словенске погляды» На новом этапе своей истории «Словенске погляды» вновь должны были выполнить миссию объединения всех здоровых сил национальной литературы на широкой платформе созидательного творчества во имя народного блага, «Наша литература вышла из народа и развивалась вместе с народом, – пишет В. Рейсел в программной для журнала статье «Эта земля и мы». – Наши предшественники учились у народа, запечатлевали его жизнь… писали о нем верно и правдиво. Не для себя, для людей… И мы сегодня выполняем их заветы, разделяем их кредо, их веру в неисчерпаемые силы своего народа. Непоколебимую веру в правду и справедливость» (1973, N 9). Слова эти обращены против той части литераторов, которые в предшествующее десятилетие под флагом мнимой борьбы с провинциализмом, схематизмом, утилитаризмом в словацкой литературе ревизовали сами ее демократические основы, культивировали элитарно-снобистское словотворчество «для избранных».

Не случайно, что именно с ревизии традиций под видом их «нового прочтения» начался в свое время процесс внедрения антимарксистских теорий в чехословацкое литературоведение и критику. При этом особо ожесточенным нападкам подвергался период перехода литературы на позиции социализма после окончательной победы трудящихся масс над силами реакции в феврале 1948 года. Всячески преувеличивая недостатки и слабости, присущие произведениям конца 40-х – начала 50-х годов, ревизионистская критика объявила «тупиковым заблуждением» творчество ведущих представителей чешской и словацкой социалистической литературы, а в качестве альтернативы требовала «восстановить континуитет» с давно исчерпавшими себя авангардистскими и откровенно ретроградными тенденциями предшествующего литературного этапа.

В заслугу «Словенских поглядов» можно поставить тот факт, что журнал не ограничивается декларативным осуждением этой ядовитой концепции, но из номера в номер публикует основательные, хорошо аргументированные материалы, дающие подлинно объективное освещение и истолкование сложному и отнюдь не лишенному противоречий развитию послевоенной словацкой литературы.

В качестве примера назовем статью С. Шматлака «Поэзия периода перелома и начала социалистического строительства» (1973, N 12), представляющую собой «методологическое размышление» над антологией лирической поэзии конца 40-х – начала 50-х годов «Поэзия на рассвете» (Братислава, 1973). Принципиальный смысл этого издания С. Шматлак справедливо видит в возвращении к реальным произведениям, в «новой читательской «проверке» идейно-эстетической энергии конкретных поэтических текстов», созданных почти четверть века назад. Без такого возвращения, без объективной дифференцированной оценки этого наследия невозможно покончить с «культивируемым на протяжении долгого времени «недоверием» к литературному творчеству первой половины 50-х годов в целом». Миф о неорганическом, декретированном развитии словацкой социалистической литературы может быть полностью развенчан лишь на основе вдумчивого анализа реальных фактов.

В другой статье С. Шматлака – «О функции социалистической лирики» (1974, N 6) – вопрос о судьбах современной словацкой поэзии рассматривается с точки зрения принципиальных особенностей ее функционирования в социалистическом обществе. Сформулировав плодотворную идею о существовании непременной диалектической связи между функцией и структурой литературного произведения, критик устанавливает две тенденции в развитии современной лирической поэзии.

Цитировать

Богданов, Ю. «Словенске погляды» – год издания девяностый / Ю. Богданов // Вопросы литературы. - 1975 - №1. - C. 228-234
Копировать