№11, 1972/Обзоры и рецензии

Сквозь призму биографии

Ахдам Акбаров, Жизнь поэта, Изд. литературы и искусства им. Гафура Гуляма, Ташкент, 1972, 212 стр.

Безусловно правы литературоведы, доказавшие в своих трудах, что Гафур Гулям – воплощенная история узбекской советской литературы. Абсолютно верно распространенное представление о Гафуре Гуляме как о последовательном продолжателе поэтической традиции Маяковского. Много и обстоятельно писала критика о последних сборниках поэта, удостоенных в 1970 году Ленинской премии, как о вершине его патриотической и философской лирики. И все же в литературоведческом портрете Гафура Гуляма, созданном коллективными усилиями многих и многих авторов, до последнего времени ощущалась недостаточная полнота. Были разборы текстов, были комментарии к тем или иным стихотворным строкам, а вот всего этого в сочетании с рассказом о жизни и личности Гафура Гуляма на русском языке не было. Как это ни удивительно, никто до последнего времени не предпринимал попытки взглянуть на творчество классика советской многонациональной литературы сквозь призму его человеческой индивидуальности, сквозь события его биографии.

Появление Книги А. Акбарова «Жизнь поэта» восполняет этот пробел в литературе о Гафуре Гуляме. Опираясь на уже опубликованные воспоминания современников, обращаясь к архивным материалам, к высказываниям, а главное, к произведениям самого Г. Гуляма, литературовед создает интересный, насыщенный не тронутыми доселе фактами портрет основоположника социалистического реализма в узбекской литературе, народного шаира, сумевшего до старости сохранить звонкую молодость, поэтического голоса.

А. Акбаров не ограничился обобщением и анализом поэтического материала, он обратился к ряду выдающихся литераторов и общественных деятелей, хорошо знавших Гафура Гуляма, с просьбой поделиться воспоминаниями о поэте. На призыв литературоведа откликнулись Константин Симонов, Николай Тихонов, Вера Ин-бер, Мирмухсин и многие другие.

Жанр критико-биографического очерка, пожалуй, наиболее строгий изо всех литературоведческих жанров, и А. Акбаров неукоснительно считается с его канонами; «Жизнь поэта» развертывается в строгой хронологической последовательности. О детстве и юности писателя рассказывается живо, с использованием разного рода бытовых, этнографических, психологических подробностей. Выпукло нарисован образ отца Гафура – Гуляма Арипова, бедного ремесленника, сумевшего привить своим детям любовь к поэзии. Умело введен в повествование исторический фон. Действительность предреволюционного Туркестана раскрыта во всей своей сложности, и это, разумеется, не самоцель, – именно в осознании жизненных противоречий формировалось мировоззрение будущего поэта.

Обстоятельны и колоритны страницы, посвященные комсомольской юности Гафура, его участию в борьбе с детской беспризорностью, его учительской деятельности. Преподавание в школе или заведование интернатом – по нынешним временам дела достаточно будничные – в первые пореволюционные годы при отчаянном сопротивлении реакционного мусульманского духовенства были в буквальном смысле слова подвигом, сопряженным с риском для жизни. Книга А. Акбарова детально воспроизводит эти полные напряженного драматизма эпизоды писательской биографии.

Здесь, как и в ряде других случаев, А. Акбаров особо подчеркивает, что Гафур Гулям в 20-е (да и не только в 20-е) годы поступал, как и многие другие представители узбекской творческой интеллигенции, прочно связавшие свою судьбу с ленинской партией. В самом деле, с учительства начинали Айбек и Хамид Алимджан, Абдулла Каххар и Камиль Яшен. «Нести широким народным массам свет ленинских идей… – подытоживает свои сопоставления А. Акбаров, – в этом видели свою цель те, кто впоследствии пером художника с революционной страстью выполняли и продолжают выполнять поныне ту же задачу».

Приходит, однако, день, когда Гафур Гулям, уже выступивший в печати с несколькими стихотворениями, покидает школу, чтобы стать газетчиком, как вскоре покинет и газету, чтобы стать профессиональным литератором.

Теперь тональность очерка меняется. До сих пор ход времени в книге измерялся событиями. Отныне главная мерка повествования – художественное творчество. Поэма «Юлдаш», в которой Гафур Гулям «впервые пытается… показать, как складывается под влиянием новых обстоятельств советской действительности характер человека»… Стихотворение «На путях Турксиба» – «один из шедевров советской поэзии», здесь Гафур Гулям совершенными поэтическими средствами (автор монографии это убедительно обосновывает) передал высокое «историческое значение индустриализации советского Востока», нарисовал «рождение новых человеческих отношений, основанных на взаимной помощи, братстве народов Советской страны». Поэма «Кукан», сыгравшая «важную агитационную роль в борьбе за коллективизацию в Узбекистане». Исполненное гуманистического пафоса интернационалистическое стихотворение периода Великой Отечественной войны «Ты не сирота»… Исполненная глубокой задушевности Лениниана… Вдохновенная лирика последних лет, вновь и вновь воспевающая советского человека – труженика и творца, славящая братскую дружбу народов страны… Чеканные строфы раздумий о смысле поэтического труда… Все эти (и не только эти) вершины творчества Гафура Гуляма внимательно, глубоко изучены А. Акбаровым.

Много внимания уделяет А. Акбаров мастерству Гафура Гуляма. Идея произведения существует для критика в образе, образ – в слове. Так возникают в книге интересные рассуждения о метафорическом и ритмическом строе стихотворения «На путях Турксиба», о символике поэмы «Пирамиды», о фольклорных мотивах в поэме «Два акта». Причем А. Акбаров отнюдь не склонен к апологетическому восприятию текстов Гафура Гуляма. Он достаточно подробно останавливается на недостатках, приглушающих звучание некоторых произведений поэта. Критик пишет об элементах схематизма в поэме «Так рождается песня», о риторических интонациях второй части поэмы «Два акта» и т. п. Объективность облегчает А. Акбарову решение сложной литературоведческой задачи: раскрытие закономерностей писательского роста.

А вот что в книге А. Акбарова ниже ее замысла. Во-первых, сухость некоторых пересказов (которые, конечно, в такой книге неизбежны, однако пользоваться ими надо в меру). Трудно сразу же после отрывка из поэмы читать такое: «Показывая внешние приметы обновленной деревни, автор так же, как и в первой части поэмы, вникает и в экономические показатели. Так снова возникают в поэме цифры, в них – живое свидетельство трудовых побед колхозников» (стр. 85). Во-вторых, произвольность некоторых ассоциаций, к примеру попытка связать по настроению стихотворение «На путях Турксиба» с пушкинским «Анчаром» (на стр. 61). Разумеется, автор делает по этому случаю всяческие оговорки, но они уж и вовсе затемняют аналогию. В-третьих, неполнота некоторых чисто фактических сообщений.

Оценивая же книгу А. Акбарова в целом, хочется присоединиться к узбекской поэтессе Зульфии, предпославшей книге несколько вступительных строк: «…Эта книга придется по сердцу читателям. Она еще ближе познакомит их с добрым и мудрым мастером… память о котором мы сохраним навсегда».

Цитировать

Горкин, Н. Сквозь призму биографии / Н. Горкин // Вопросы литературы. - 1972 - №11. - C. 206-207
Копировать