№11, 1964/Коротко о книгах

Сила инерции

Вл. Швачкин, Маяковский и молдавская лирическая поэзия 1924 – 1960 гг., «Картя молдовеняскэ», Кишинев, 1964, 244 стр.
Книга В. Швачкина – одна из первых работ, посвященных русско-молдавским литературным связям советского периода.
Есть немало исследований о могучем воздействии творчества Маяковского на поэзию народов СССР. Однако достоинства многих из этих работ невелики: с одной стороны, автору нередко бывает трудно удержаться от соблазна чисто внешнюю «похожесть» счесть за плодотворное влияние великого русского поэта, с другой – простодушно увидеть это влияние в том, что присуще советской поэзии вообще.
В какой же степени удалось В. Швачкину преодолеть стоящие перед ним «соблазны» и трудности? Весьма плодотворным могло бы быть его обещание учитывать «не только идейное воздействие, но и воздействие художественной формы стихов Маяковского на творчество молдавских поэтов». К сожалению, в значительной части книги автор явно забывает об этом обещании. Во многих случаях сказывается стремление превратить Маяковского в единственный эталон советской поэзии, к которому иной раз искусственно «подтягиваются» самые разнообразные молдавские поэты. При этой операции фактически игнорируется национальное своеобразие их творчества, специфика не только тематики произведений, но и поэтики, стиха.
Основные разделы книги написаны весьма неровно. Убедительно показано влияние Маяковского на одного из зачинателей молдавской советской поэзии – Л. Корняну, испытавшего не только радость достижений, но и горечь неудач, когда он шел порою по легкому пути чисто внешней подражательности, поверхностного суждения о глубоких социальных процессах.
Обстоятельно рассматривается благотворное воздействие русского поэта на Ем. Букова, решительно рвавшего с модернизмом, с эстетикой которого он был в немалой степени связан до 1940 года. Говорится и о том, как отступление от традиций великого поэта революции вело Ем. Букова к творческим неудачам. Но вместе с интересными наблюдениями тут особенно заметно стремление автора книги «подтянуть» и «выпрямить» творческий путь молдавского поэта, непременно поставить его на одну ступеньку с Маяковским. Появляются трескучие, громкие фразы, отдающие явным анахронизмом в современном литературоведческом исследовании: «Отвечая, как Маяковский, зову времени, Буков стал певцом великих планов строительства, начертанных партией, певцом вдохновенного труда, певцом дружбы народов…» (стр. 116), «Как Маяковский находил счастье в слиянии с народом в стране, «где каплей льешься с массами», так его находит и Буков» (стр. 117) и т. п. Такие фразы, где явно теряется реальный масштаб творчества двух поэтов, в исследовательской работе, даже читать как-то неловко…
Особая глава посвящена воздействию творчества Маяковского на лирику А. Лупана.

Цитировать

Ружина, В. Сила инерции / В. Ружина // Вопросы литературы. - 1964 - №11. - C. 233-234
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке