№2, 2014/Литературная карта

Сибирь Всеволода Иванова

Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Секции языка и литературы ОИФН РАН «Язык и литература в контексте культурной динамики».

«Всеволод Иванов — неведомый, полузабытый и известный» — так назвал Вяч. Вс. Иванов свою статью об отце, завершающую книгу «Неизвестный Всеволод Иванов: Материалы биографии и творчества» (М.: ИМЛИ РАН, 2010), где впервые напечатаны многие произведения писателя и републикованы стихотворения, рассказы, легенды, очерки, созданные в первый — сибирский — период его творчества (1915-1921). Представленные в данной статье результаты наших разысканий в музеях и архивах Сибири, родины Иванова, подтверждают, что ключевое в заглавии слово — «неведомый».

Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского, созданный в 1983 году на базе историко-краеведческого музея, и городской Центр истории Новосибирской книги, основанный в 1997-м как общественный музей при библиотеке имени А. П. Чехова, хранят бесценные материалы по истории литературы и живописи Сибири 1910-1920-х годов, неотделимой от истории культуры ХХ века.

В 1946 году, сразу после войны, историк, археолог, фольклорист и краевед А. Палашенков, тогда директор Омского областного краеведческого музея, начинает хлопотать, чтобы «освободить дом писателя А. Сорокина и передать его музею под Зап.-Сиб. ист.-лит. музей»1. Дом на Лермонтовской, 28 в 1910-е годы был одним из культурных центров Омска. Архивы посещавших его ученых и писателей П. Драверта, А. Оленича-Гнененко и др., бережно собранные Палашенковым, сохранили память и о Вс. Иванове. Так, в фонде Драверта, выдающегося геолога, археолога, метеоритоведа и поэта, находится рукопись стихотворений Вс. Тараканова (псевдоним Иванова). Ученическая тетрадь в линейку, где молодой писатель записал свои импровизации в духе тюркских (казахских) сказителей, не позднее 1920 года была подарена им Драверту. Помимо стихов, опубликованных как цикл «Самокладки киргизские» в первом пореволюционном сибирском «толстом» журнале «Искусство. Журнал искусств, литературы и техники» (Омск, 1921, № 1) и вновь напечатанных в книге «Неизвестный Всеволод Иванов», в тетрадь вошли неизвестные ранее стихи «Юрта» и «Жаурын-кора» — заглавие обозначает «гадание на бараньих лопатках, на которых, по преданию, Магомет написал Коран»:

Кизяк пахнет вкусно-вкусно,

А в котле айран кипит.

— Кызымиль, ты, вижу, грустна,

Хочешь, будем ворожить.

Вот лопатку от барана

Положи в костер.

Как страница Ал-Корана

Будет вещ узор.

Наш пророк — святое слово

Начертал на них.

Ветер дунет — в сердце снова

Вспыхнет зовый стих.

— Ну, вынимай!

— Не обожгись.

Внимай

Аллаха мысль.

Трещены [так в автографе] не пересекаются,

Трещены прямые, как тракт.

— Кызымиль, я говорил так.

Будет хороший знак. — Завари китайского чаю!2

Несколько залов экспозиции Омского литературного музея посвящено сибирским писателям начала ХХ века. Это время, как справедливо отмечает автор «Путеводителя по музею» Ю. Зародова, стало эпохой «сибирского литературного ренессанса». На стендах и в витринах представлены рукописи, письма, фотографии, рисунки, личные вещи Г. Гребенщикова, А. Новоселова, Г. Вяткина, А. Сорокина, Г. Маслова, П. Драверта, Л. Мартынова и др. В фонде Вс. Иванова хранятся рукописи его ранних стихов, машинопись неопубликованного до сих пор романа «Проспект Ильича» (1942), а также первая печатная книга «Ругульки» (1919), набранная им в типографии газеты колчаковской армии «Вперед!». О «Ругульках» с недавнего времени знают и школьники Омска. Вопрос: «Какая книга Всеволода Иванова вышла тиражом в 30 экземпляров?» — включен в викторину, предназначенную для школьных уроков краеведения3. «В годы революции и Гражданской войны в Омске разворачиваются события далеко не провинциального масштаба, — отмечает Зародова. — Культурная жизнь «белой столицы» отличалась насыщенностью и разнообразием. В Омск приезжают литераторы из центральной России: С. Ауслендер, Г. Маслов, С Кондурушкин, Д. Бурлюк. В городе работают местные литераторы: А. Сорокин, Г. Вяткин, Ю. Сопов, И. Славнин. Приезжают из соседних городов и вливаются в литературную жизнь Всеволод Иванов, К. Урманов. Большинство из них сотрудничают в белой прессе…»4

С таким сотрудничеством связан сюжет, раскрывающий творческую историю самого известного произведения Вс. Иванова — повести «Бронепоезд 14-69». На существование текста, озаглавленного по имени главного героя «Бронепоезда» партизана Вершинина, указывает машинописная библиография произведений Иванова, хранящаяся в семейном архиве. О рассказе «Атаман Вершинин», подписанном псевдонимом «Г. Тасин» и опубликованном в омском журнале «Россия» (1919, № 6), писал исследователь творчества Иванова М. Минокин: «Легенда о казачьем атамане Вершинине, который бросил богатую и спокойную жизнь, и о его знаменитом предшественнике атамане Селезневе, ставших с оружием в руках защищать трудовой народ, изложена писателем в форме сказа»5. Несколько лет мы безуспешно искали в Москве, Ленинграде и Омске журнал «Россия». Подлинное название этого периодического издания выяснилось случайно: в фотоальбоме «Омск — столица белой России. 1918-1919» (Омск, 2011), созданном при поддержке Исторического архива Омской области, Омского отдельного казачьего общества и др., рядом со снимком величественного дома на Гасфортовской улице указано:

В 1918-1919 гг. здесь располагалась штаб-квартира Омского отдела Союза возрождения России. Союз был основан в Москве весной 1918 года либерально-социалистическими антибольшевистскими партиями. Его омский отдел в июле 1918 года стал одним из крупнейших. По большинству вопросов члены Союза поддерживали Колчака, интервенцию считали вынужденной необходимостью. Помимо политической деятельности, Союз проводил популярные «вечера о России», на которых выступали столичные деятели культуры, бежавшие в Сибирь от большевиков. Здесь же действовал литературно-художественный кружок «Единая Россия», в который входили омские литераторы Г. Вяткин, Вс. Иванов, Ю. Сопов, А. Сорокин##Омск — столица Белой России.

  1. Запись в дневнике от 19 марта 1946 года. Цит. по: Бродский И. Рыцарь сибирской культуры: Страницы биографии историка и краеведа А. Ф. Палашенкова. Омск: ОмГПУ, 1998. С. 31. []
  2. Омский музей краеведения. Архив П. Драверта. № 8513/3436. Л. 4 — 4 об.[]
  3. Вибе П., Вибе Т. Занимательное историческое краеведение (для учащихся 6-9 классов школ Омска и Омской области). Омск: ОГИК музей, 1999. С. 46. []
  4. Омский литературный музей имени Ф. М. Достоевского. Путеводитель. Омск, 2008. С. 23. []
  5. Минокин М. К предыстории повести Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» // Русская литература.1966. № 1. С. 196. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2014

Цитировать

Папкова, Е.А. Сибирь Всеволода Иванова / Е.А. Папкова // Вопросы литературы. - 2014 - №2. - C. 122-135
Копировать