№10, 1960/Обзоры и рецензии

Щедрин в оценке зарубежного исследователя

Hans-Gert Kupterechmldt, Saltykow-Stschedrin. Philosophisches Wollen and schriftstellerische Tat, VEB Max Niemeyer Verlag. Halle (Saale), 1958, SS. 121.

Книга Г. Купфершмидта, вышедшая в Германской Демократической Республике, является научно-популярной работой о жизни, творчестве, литературно-критической деятельности Салтыкова-Щедрина. Во вводной части книги дается обозрение экономического и политического положения России как основы для понимания творчества сатирика. Автор кратко освещает положение литературы, философской мысли, публицистики, музыки и живописи. Хотя это введение носит характер беглой справки, однако для немецкого читателя оно до-известной степени облегчает подход к творчеству великого русского писателя.

Дальнейшие главы посвящены становлению мировоззрения литературных взглядов и творчества Щедрина.

Охарактеризованы первые литературные опыты писателя, затем дан анализ «Губернских очерков», рассказано о сотрудничестве Щедрина в «Современнике», о литературно-критической и публицистической деятельности сатирика.

Специальную главу посвящает автор самому значительному этапу творчества писателя – конца 60 – 80-х годов, таким его произведениям, как «История одного города», «Господа Головлевы», «Мелочи жизни», «Приключение с Крамольниковым», «Пошехонская старина».

В ходе изложения Г. Купфершмидт, анализируя творчество Щедрина, знакомит читателя с большим, но главным образом перечислительно приводимым фактическим материалом. Советскому читателю этот материал хорошо известен на основе непосредственного знакомства с творчеством Щедрина и работами о нем советских литературоведов, но для немецкого и – более широко – западноевропейского читателя небольшая книга Г. Купфершмидта имеет определенное познавательное значение.

Автор бегло характеризует и художественный метод Салтыкова-Щедрина, пытается систематизировать основные художественные принципы его творчества. В целом книга показывает, что автор ориентирован в научной литературе, изучил произведения, письма великого сатирика, журналистику эпохи. Об этом свидетельствует и подробная библиография, приложенная к работе.

Г. Купфершмидт стоит на марксистских позициях, с которых он подходит к оценке сложных общественных, политических и литературных вопросов русской действительности второй половины XIX века. В книге сравнительно подробно, хотя недостаточно четко, освещено формирование взглядов сатирика как революционного демократа. Нельзя, однако, согласиться с мнением Г. Купфершмидта, что автор «Губернских очерков» был либералом и только в редакции «Современника» сумел перебороть эти ошибочные взгляды (стр. 60). Явно ошибочна также трактовка Тургенева как представителя «чистого искусства» (стр. 43),

Из других недостатков работы отметим, что автор при анализе «Господ Головлевых» слишком большое внимание уделяет биографическим моментам жизни Салтыкова. В книге нарушены некоторые пропорции. Очень подробно говорится о молодости, ссылке писателя (стр. 19 – 45), в то же время многие произведения 70 – 80-х годов, такие, как «Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо» и др., даже не упоминаются; характеристика «Сказок» дается всего на полутора страницах. А ведь за рубежом вслед за «Господами Головлевыми» самой большой популярностью пользуются именно щедринские сказки.

Ряд недочетов книжки правильно указан в рецензии В. Франца в «Zertschrift fur Siawistib (1959, N 5).

Очень полезна, и притом для советского читателя, последняя глава книги – «Салтыков-Щедрин в Германии» (стр. 106 – 113). Здесь дается обзор литературы о писателе на немецком языке; в частности, обращает внимание характеристика интересной статьи А. Голанта «Михаил Салтыков и русская сатира» («Bellage zur Allgemelnen Zeitung», 1890, Mflnchen, N 194, SS, 2 – 4). Мы считаем не лишним привести некоторые выдержки из этой статьи. «Салтыков, – пишет А. Голант, – первый чисто политический сатирик в России. Он менее художник, чем Гоголь, но зато в сатире более всеохватывающий и дальнозоркий, нежели его великий предшественник и учитель. В нем (то есть Салтыкове. – М.Р.) сочетается едкая сатира Гоголя с язвительным сарказмом Грибоедова и революционным духом Радищева… Два качества поднимают его выше Гоголя: он значительно расширил рамки гоголевской сатиры, причем описывает не только внешнюю жизнь общества, но и глубоко проникает в его внутреннюю жизнь». По словам А. Голанта, Щедрин «с огромной силой бичевал основу социального и политического устройства России, часто расшатывая эти основы. Возмущение против господствующего общественного порядка, звучащее так громко во всех его сочинениях, вызывало брожение в умах русской молодежи и русского общества…» А. Голант справедливо отмечает, что, «читая произведения Салтыкова, мы как бы перелистываем правдивую историю русской народной и общественной жизни во второй половине века во всех ее проявлениях» (стр. 110).

Автор рецензируемой работы кратко рассказывает также о борьбе вокруг Щедрина в Германии, а в заключение ставит вопрос о значении наследия писателя для современной немецкой литературы.

В целом появление в ГДР такой работы поможет популяризации русской классической литературы за рубежом.

г. Будапешт

Цитировать

Рев, М. Щедрин в оценке зарубежного исследователя / М. Рев // Вопросы литературы. - 1960 - №10. - C. 217-218
Копировать