№1, 1958/Обзоры и рецензии

Семь портретов

Л. Скорино. Семь портретов. «Советский писатель», М. 1956, 411 стр.

У нас часто говорят о разрыве, разобщенности, существующих между критикой и литературоведением, об оторванности нашей литературной науки от современной художественной практики.

Книга Л. Скорино «Семь портретов» – одна из тех, в которых успешно преодолевается этот разрыв. Автор ее выступает одновременно и как критик, и как историк, исследователь литературы, привлекающий обширный материал, позволивший ему не только проследить творческую эволюцию писателей, «портреты» которых представлены в книге, но и сделать некоторые обобщения, выводы.

Книга Л. Скорино содержит семь монографических исследований творчества крупных советских писателей: В. Катаева, П. Павленко, М. Шагинян, А. Караваевой, П. Бажова, народной поэтессы-сказительницы Маремьяны Голубковой и киргизского писателя Т. Сыдыкбекова.

На первый взгляд эти монографии, посвященные художникам различной индивидуальной манеры и творческой судьбы, разной степени и характера дарования, не связаны друг с другом, но при внимательном чтении книги выступает и то общее, что объединяет их. Это общее определяется позицией критика, единством его подхода к материалу.

Л. Скорино выделяет, акцентирует у исследуемых ею писателей черты, присущие им как художникам нового типа: активное отношение к действительности, горячую убежденность в правомерности совершающихся в ней революционных перемен, стремление всегда быть с партией и народом, отвечать на запросы своего времени, служа ему не только художественным творчеством, но и пером газетчика и публициста.

Знаменательны приведенные критиком слова М. Шагинян, характеризующие не только ее самое как «неутомимого исследователя жизни», но и то отношение к действительности, которое связывает между собой советских писателей, «хороших и разных»: «Нас окружает новый материал, который готовым в руки не дается никому… получить его не познав его нельзя, а познать его, не участвуя в его делании, – невозможно».

В «портретах» Л. Скорино показана тесная связь советской литературы и жизни, слияние творческих биографий писателей с биографией страны.

В статье «Петр Павленко» черты писателя нового типа, большевистского агитатора, воина, публициста выступают особенно ярко (иногда даже оттесняя на второй план Павленко-художника), но и в других монографиях Л. Скорино прослеживает связь творчества писателей с живой современностью, влияние революционной действительности на их жизненный и творческий путь.

В монографиях о В. Катаеве, М. Шагинян критик подробно останавливается на раннем творчестве писателей, рисуя сложный путь философских исканий, которым шла М. Шагинян к приятию Октябрьской революции, и деятельность В. Катаева, связанную с его работой в «Югроста», выступлениями в качестве агитатора, сатирика.

Говоря о работе писателей в период первых пятилеток, критик хорошо передает атмосферу эпохи, вызвавшей к жизни такие произведения, как «Гидроцентраль» и «Время, вперед!». Л. Скорино широко освещает участие писателей в социалистической стройке, различные формы этого участия – Очерковую деятельность, поездки по стране.

Одна из новаторских тем советской литературы – тема творческого труда, «бытия как деяния» и связанный с этой темой образ человека-труженика, творца, созидателя, вышедшего из гущи народных масс и олицетворяющего одаренность трудящегося народа.

Цитировать

Швецова, Л. Семь портретов / Л. Швецова // Вопросы литературы. - 1958 - №1. - C. 218-221
Копировать