Сатира как род литературы
А. Макарян, О сатире, «Советский писатель», М. 1967, 276 стр.
Теоретический нерв книга А. Макаряна – в признании сатиры и юмора особым родом литературы, наряду с лирикой, эпосом, драмой. В основу деления литературы на роды А. Макарян предлагает положить «эстетическое отношение писателя к объекту». Сатиру и юмор характеризует «обличительно-насмешливое отношение», предполагающее и особое содержание. Но если считать сатиру самостоятельным родом, то почему же она не имеет собственных, только ей присущих композиционных форм? Лирика нашла себя в стихе, эпос конкретизировался в романе, повести, рассказе, у драмы тоже есть свои формы… А. Макарян объясняет это тем, что сатира, являясь оружием классовой борьбы, должна была найти «безопасные» легальные формы – чтобы «оставаться на уровне требований этой борьбы». «Вот почему сатира зачастую предстает перед нами, используя композиционные формы и лирики, и эпоса, и драмы, завладевает ими и делает своими, не принадлежа в то же время ни одному из них». Эта теория «экспансии» и «мимикрии» сатиры требует еще, конечно, более глубоких подтверждений.
Автору, видимо, нельзя не учитывать и новые работы советских ученых в области исследований сатирических жанров, например книгу М. Бахтина о Рабле.
Выдвигая на передний план общественную роль сатиры, А. Макарян считает ее не только «уничтожающим смехом», но и «организующим». «Уничтожая одних, сатира расчищает дорогу другим и поощряет их движение вперед». Вот почему и в советской литературе сатира занимает достойное место.
Комическое автор классифицирует, также «сделав исходной тонкой его общественное значение».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.