№2, 2021/Книжный разворот

С. М. Гандлевский. В сторону Новой Зеландии: путевые очерки. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 128 с.

Обращение С. Гандлевского к жанру путевого очерка закономерно: упоминаниями «дивных странствий» [Гандлевский 2019: 88], беспорядочных блужданий «по белу свету» [Гандлевский 2019: 95] или «цыганского зуда», мешающего усидеть на месте [Гандлевский 2019: 24], изобилуют не только его стихи, но и проза (от повести «Трепанация черепа», разворачивающей эти мотивы в самостоятельные сюжеты, до романа «<НРЗБ>» с пародийным — в духе чеховских «Мальчиков» — бегством в Америку на собачьей упряжке опального поэта Виктора Чиграшова [Гандлевский 2007: 167–168]). Тексты Гандлевского «прошиты» топонимами (ойконимами, оронимами, гидронимами…), сменяющими друг друга, словно кадры кинохроники — именно ей уподоблена «одиссея» героя, в которой он видит себя лесковским «очарованным странником с пачки «Памира»» [Гандлевский 2019: 69]. Появление в одном из стихотворений горы Эльбрус сопровождается ремаркой «а я там был» [Гандлевский 2019: 95], да и описания попадающих в поле зрения экзотических красот воспринимаются как свидетельства очевидца, наделенного завидной наблюдательностью (позволяющей отметить, в частности, что «лунный налет» в Азии напоминает «серый, в сантиметр толщиной» слой извести [Гандлевский 2019: 52]). Разумеется, очерк требует совсем иного, не сходного с поэтическим художественного инструментария, однако Гандлевский-лирик зримо присутствует в каждом (а всего их восемь) из составивших книгу текстов.

Жанровая природа путевых заметок как будто бы позволяет не заботиться о сюжете — он складывается сам собой, следуя за изгибами маршрута путешественника. Вот Марокко, вот Иордания, вот остров Капри. Вот Рим: форум, Пантеон. Но путешественник Гандлевский с самого начала честно предупреждает читателя: «Писатель-экскурсовод в отличие от гида-журналиста нередко «загораживает» собой достопримечательности, ради которых вроде бы он предпринял путешествие <…> Удивительное дело, но именно эта странность в хорошем писателе и ценится» (с. 17). Добавим, что в случае с путевыми очерками из книги «В сторону Новой Зеландии» не просто ценится, а оставляет стойкое ощущение, что время читатель провел в отличной компании.

Будущие воспоминания, которыми и значимо любое путешествие, у Гандлевского до предела индивидуальны (к каждому нужен значок копирайта). Что остается в памяти после нескольких дней, в течение которых турист колесил по Иордании (Петра, Тафила, Карак, Мадабу, Амман, Джераш)? «Волоокая торговка сигаретами, сидящая прямо на заплеванном тротуаре» (с. 32).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2021

Литература

Гандлевский С. М. Опыты в прозе: Сборник. М.: Захаров, 2007.

Гандлевский С. М. Счастливая ошибка: стихи и эссе о стихах. М.: АСТ: CORPUS, 2019.

Цитировать

Бокарев, А.С. С. М. Гандлевский. В сторону Новой Зеландии: путевые очерки. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 128 с. / А.С. Бокарев, Т.Г. Кучина // Вопросы литературы. - 2021 - №2. - C. 294-299
Копировать