№2, 2021/Книжный разворот

С. М. Гандлевский. В сторону Новой Зеландии: путевые очерки. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 128 с.

Обращение С. Гандлевского к жанру путевого очерка закономерно: упоминаниями «дивных странствий» [Гандлевский 2019: 88], беспорядочных блужданий «по белу свету» [Гандлевский 2019: 95] или «цыганского зуда», мешающего усидеть на месте [Гандлевский 2019: 24], изобилуют не только его стихи, но и проза (от повести «Трепанация черепа», разворачивающей эти мотивы в самостоятельные сюжеты, до романа «<НРЗБ>» с пародийным — в духе чеховских «Мальчиков» — бегством в Америку на собачьей упряжке опального поэта Виктора Чиграшова [Гандлевский 2007: 167–168]). Тексты Гандлевского «прошиты» топонимами (ойконимами, оронимами, гидронимами…), сменяющими друг друга, словно кадры кинохроники — именно ей уподоблена «одиссея» героя, в которой он видит себя лесковским «очарованным странником с пачки «Памира»» [Гандлевский 2019: 69]. Появление в одном из стихотворений горы Эльбрус сопровождается ремаркой «а я там был» [Гандлевский 2019: 95], да и описания попадающих в поле зрения экзотических красот воспринимаются как свидетельства очевидца, наделенного завидной наблюдательностью (позволяющей отметить, в частности, что «лунный налет» в Азии напоминает «серый, в сантиметр толщиной» слой извести [Гандлевский 2019: 52]). Разумеется, очерк требует совсем иного, не сходного с поэтическим художественного инструментария, однако Гандлевский-лирик зримо присутствует в каждом (а всего их восемь) из составивших книгу текстов.

Жанровая природа путевых заметок как будто бы позволяет не заботиться о сюжете — он складывается сам собой, следуя за изгибами маршрута путешественника. Вот Марокко, вот Иордания, вот остров Капри. Вот Рим: форум, Пантеон. Но путешественник Гандлевский с самого начала честно предупреждает читателя: «Писатель-экскурсовод в отличие от гида-журналиста нередко «загораживает» собой достопримечательности, ради которых вроде бы он предпринял путешествие <…> Удивительное дело, но именно эта странность в хорошем писателе и ценится» (с. 17). Добавим, что в случае с путевыми очерками из книги «В сторону Новой Зеландии» не просто ценится, а оставляет стойкое ощущение, что время читатель провел в отличной компании.

Будущие воспоминания, которыми и значимо любое путешествие, у Гандлевского до предела индивидуальны (к каждому нужен значок копирайта). Что остается в памяти после нескольких дней, в течение которых турист колесил по Иордании (Петра, Тафила, Карак, Мадабу, Амман, Джераш)? «Волоокая торговка сигаретами, сидящая прямо на заплеванном тротуаре» (с. 32). Или чувство полнейшего выпадения из времени, когда машина останавливается на околице заброшенной арабской деревни с почти разрушившейся булыжной изгородью, а путеводитель сообщает, что тут неподалеку, в лесу Ефрема, был убит Авессалом (с. 36). Чем запомнится римский форум? Ящерицей на горячем гранитном обломке, которая «невозмутимо давилась огромной дергающейся стрекозой» (с. 102).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2021

Литература

Гандлевский С. М. Опыты в прозе: Сборник. М.: Захаров, 2007.

Гандлевский С. М. Счастливая ошибка: стихи и эссе о стихах. М.: АСТ: CORPUS, 2019.

Цитировать

Бокарев, А.С. С. М. Гандлевский. В сторону Новой Зеландии: путевые очерки. М.: АСТ: CORPUS, 2019. 128 с. / А.С. Бокарев, Т.Г. Кучина // Вопросы литературы. - 2021 - №2. - C. 294-299
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке