№12, 1963/Теория литературы

Русский свободный стих

Выступая на июньском Пленуме ЦК КПСС, К. Федин коснулся, между прочим, вопроса о традициях и новаторстве литературных форм, Он разоблачил тех западных авторов, которые из ненависти к «традиции социалистического реализма» нападают и на традиции и на реализм.

Не выступая прямо против определения «социалистический», прикидываясь аполитичными, эти авторы утверждают, что реализм-де устарел, а традиции – консервативны. Но они попадают впросак, говорит К. Федин, так как многие писатели Запада следуют принципам реализма и классическим традициям. «Впросак они попадают, – продолжает далее К. Федин, – когда настраиваются, к примеру, на воспевание поэтической формы, свободной от рифмы, строфы, общепринятой ритмики, помалкивая, а то и не ведая, что это ведь тоже традиция… Наши молодые поэты знают, что свободный стих нередко применялся у нас в начальном периоде советской литературы пролетарскими писателями. Этот стих, рядом с другими приемами, применен был и Маяковским, с тем существеннейшим отличием, что, оставаясь глубоко индивидуальным, поэт был чужд субъективизму… Маяковский тоже вошел в советскую социалистическую традицию».

Проблема свободного стиха не случайно затронута К. Фединым. Многие русские, в том числе советские, поэты интересовались и интересуются свободным стихом, как особо выразительной формой поэзии. Предлагаемая статья является кратким очерком о традиции и развитии национальных форм свободного стиха (верлибра) в русской поэзии.

Эта обширная и своеобразная область поэзии почти обойдена теорией литературы. Основоположники отечественного литературоведения – В. Тредиаковский, М. Ломоносов и А. Сумароков – не рассматривали в своих трудах вопроса о свободных формах стиха. Развитие искусства русской поэзии было связано тогда с усвоением системы правильных метрических норм, основанных на понятии стопы как меры равновеликих стиховых рядов. Исторически теория русского стиха сложилась так, что, по иронии судьбы, в ней не нашлось свободного места для верлибра. Решение проблемы свободного стиха осложняется к тому же и противоречивостью его форм, ставившей под сомнение самые скромные попытки их классификации. Однако практика свободного стиха оказалась смелее теории.

Появление верлибра в России часто связывается с переводами на русский язык стихов западных поэтов конца XIX и начала XX века. Но не забываем ли мы при этом историю отечественной поэзии? Ведь формы свободного стиха были известны еще поэтам древней Руси, хотя термин «верлибр» действительно пришел к нам с Запада недавно. Наша народная поэзия полна многоразличных форм метрического и дисметрического верлибра1. Древняя поэма наша «Слово о полку Игореве» – шедевр народной полиритмии, в ней гармонично совмещаются ‘метрические и дисметрические формы народного стиха. Такие народно-сатирические «действа», как «Царь Макоимиян» или «Лодка», сформированы в пределах народного верлибра. Кукольный Петрушка и разнообразнейшие лубки и райки для народного вертепа – это все простонародный верлибр. Первая пьеса русского театра XVII века «Артаксерксово действо» написана в форме свободного дисметрического стиха, то есть в форме верлибра. Ряд народных сказок и былин также создан в формах свободного стиха. Словом, свободный стих, или – что то же – верлибр, – это исконная форма народной и древней русской поэзии, которая, правда, теоретически еще мало обследована.

Помимо множества произведений древней и народной поэзии в форме верлибра, среди авторских поэтических произведений, созданных в XIX и XX веках, мы находим также немало вещей, написанных свободным стихом. К тем или иным видам метрического и дисметрического верлибра обращались и обращаются многие наши поэты: от А. Добролюбова (один из зачинателей русского символизма), Бальмонта, Брюсова, Бунина? Блока, Белого, Ин. Анненского, Хлебникова, Маяковского, Есенина, Бедного до Солоухина, Рыленкова, Винокурова, Бокова и других. Даже из этого неполного перечня видно, что проблема свободного стиха в русской поэзии заслуживает активного внимания теоретиков литературы.

Что говорят о русском верлибре теоретики и исследователи стиха?

Первые, беглые и неопределенные замечания о верлибре встречаются в работах В. Брюсова2. Крайне неясны мнения о стихах, которые можно отнести к верлибру, у Б. Томашевского3 и у В. Пяста4.

Интересные соображения о свободном стихе мы находим в книге В. Жирмунского «Композиция лирических стихотворений». Анализируя стихи М. Кузмина из книги «Александрийские песни», В. Жирмунский приходит к выводу, что упорядочение синтаксического строения составляет основу композиционного членения свободного стиха; понятие верлибра относится, по его словам, «к употреблению более свободного закона композиции, который может действовать в пределах различных метрических систем» 5.

К такому же пониманию свободного стиха близок, по-видимому, и Л. Тимофеев. По его мнению, верлибр является «одним из видов тонического стиха» и, «в сущности, строится на изосинтаксизме, на синтаксической соизмеримости строк» 6.

Однако Ю. Тынянов в своей книге «Проблема стихотворного языка» не согласился с формулировкой В. Жирмунского о том, что основа композиционного членения свободного стиха состоит только в упорядочении синтаксического строения. Он отметил, что в верлибре исключительное значение получает «понятие стихового единства и момент его выделения. Особую роль здесь играет графика, дающая вместе со знаком ритма знаки метрического единства. Графика здесь является сигналом стиха, ритма, а вследствие этого и метрической динамики, – необходимого условия ритма. Тогда как в системном стихе существует, как мера, мелкая единица, выделенная из ряда, – здесь основой, мерой является сам ряб…» 7.

Как мы видим, Ю. Тынянов выдвинул два конструктивных признака, определяющих «стиховое единство» верлибра: графика, как зрительный сигнал стиха, и стиховой ряд, как мера поэтического речевого материала. Но графика и стиховые ряды – это признаки любой стиховой организации, в том числе и строго метрической (верметр), противостоящей свободному стиху (верлибр). Значит, эти признаки не являются отличительными для верлибра.

Много внимания уделял верлибру Г. Шенгели, один из виднейших знатоков русского стиха. Однако он слишком широко раздвинул границы свободного стиха, причислив к нему метрические формы, отступающие от канонов классического равносложия. Он писал: «…сохраняя термин «свободный стих» как общее наименование, мы будем пользоваться частными терминами: дольник, тактовик и некоторыми другими, которые прилагаются к отдельным системам свободного стиха» 8. С таким расширительным толкованием понятия «свободный стих» согласиться нельзя. Иначе пришлось бы зачислить в разряд верлибра неравносложные строки четырехдольного античного гекзаметра и его русскую имитацию – шестистопный паузный трехдольник. Тем более не прав Г. Шенгели, относя к свободному стиху тактовики – эту сугубо метрическую форму стиха, основанную на тактометрическом периоде9.

Мы видим, что у наших теоретиков стиха нет единства в понимании общей проблемы русского свободного стиха я в решении ее частностей. Почему это происходит? Мне думается, потому, что, как всякую большую стилевую проблему, вопрос о русском верлибре следует решать в системе единой историко-теоретической концепции, во взаимосвязи с другими компонентами стиха.

Что такое стих? Греческое слово «стихос» означает «ряд», «порядок». В этом значении оно дошло и до нашего времени. Стихосложение начинается с введения в речь особого «порядка», помимо общеязыковых и грамматических норм. Как особо выразительная форма художественной речи, стихи представляют собой более или менее определенную систему параллельных речевых рядов. Стиховые формы сами по себе ничего не изображают, но они с необыкновенной силой способствуют художественной выразительности изображаемого. Всякий стих основан на системе повторности определенного конструктивного элемента, придающего речевому процессу четкость ритмической композиции. Стиховые ряды скреплены между собой единством устойчивой повторяемости одного, нескольких или всех конструктивных элементов. Такими элементами стиха являются: 1) метрическая мера, повторяемая в стихе периодически или непериодически; 2) рифма (ассонанс); 3) равное количество ударных слов в стихе; 4) анакруза (безударные слоги), начинающая стих; 5) равносложные клаузулы, заключающие стихи; 6) паузное членение фразы по признакам интонационной выразительности. Все эти элементы, совместно или порознь, могут присутствовать в нужной степени среди любых стихов – и строго метрических форм, и свободных форм. Рифма, как эвфонический элемент, с неизменной добросовестностью обслуживает и метрический и дисметрический стих; непосредственного конструктивного отношения к ритму и к метру она не имеет.

Проза не содержит в себе ни системы параллельных рядов, ни единства повторяемости элементов, – в этом конструктивное отличие прозы от стиха. По сравнению со стихом проза аморфна10.

В чем же тогда заключается разница между строго метрическим стихом и свободным стихом? Структура правильного, строго метрического стиха состоит в системе периодических повторений количественной меры ритмического процесса. Правильные метрические стихи определенного размера равновелики и соизмеримы. У них строгое соответствие структурных рядов, они обладают определенным расстоянием и при наложении друг на друга контрапунктически совпадают в долевом объеме.

В свободном же стихе, как «неправильном» по сравнению с метрическим, нет периодичности повторений. Строки здесь разновелики и количественно несоизмеримы. Здесь налицо разностройные речевые ряды, скрепленные между собой лишь некоторыми конструктивными элементами, и при наложении друг на друга эти ряды не совпадают. В этом – общее отличие свободного стиха от строго метрического.

Теперь можно перейти к рассмотрению форм свободного стиха. Рамки журнальной статьи не позволяют дать достаточно широкое описание наиболее значительных явлений русского верлибра. Приходится ограничиться выборочными материалами, классифицируя их по тем отличительным признакам, какие были подсказаны в процессе изучения и анализа множества примеров.

  1. МЕТРИЧЕСКИЙ ВЕРЛИБР

Как было сказано, термин «свободный стих», или «верлибр», появился в русской поэтике в начале XX века в связи с переводами на русский язык поэтов-верлибристов Запада, главным образом французских и бельгийских. Среди них наиболее близким для прогрессивных поэтов России был Эмиль Верхарн. Его верлибр звучал в переводе так:

Улица быстрым потоком шагов,

Плеч, и рук, и голов

Катится, в яростном шуме,

К мигу безумий,

Но вместе –

К свершеньям, к надеждам и к мести!

Улица грозная, улица красная,

Властная,

В золоте пышном заката,

В зареве ярком, окрасившем твердь.

Вся смерть

Встала в призывах набата.

 («Восстание», перевод В. Брюсова.)

Такие стихи и были названы в России «свободным стихом» или «верлибром». Перед нами стихи метрические, рифмованные, но неравностопные и без строфики. Два признака – неравностопность и нестрофичность – и послужили первоначально главными отличиями верлибра от стиха классического, в котором, помимо метра и рифмы, соблюдались равносложие и равностопие в соответствующих строках строфы.

В приведенном примере верхарновского верлибра отчетлива каденция трехдольника. Большое организующее значение имеют здесь интонационные паузы в конце каждого стиха, эти паузы – свободной длительности, они не учитываются метром, потому что стихи здесь неравнодольны, в них не соблюдается периодическая кратность повторений стопы.

После верхарновских опытов свободным рифмованным стихом стали писать молодые тогда русские поэты – Брюсов, Бальмонт, Блок, Волошин и даже строгий «классицист» Бунин. Вот конец стихотворения Бунина «Капри», написанного неравностопным трехдольником с рифмами:

Проносились февральские шквалы. Светлее и жарче

сияли

Африканские дали,

И утихли ветры, зацвели

В каменистых садах миндали,

Появились туристы в панамах и белых ботинках

На обрывах, на козьих тропинках –

И к Сицилии, к Греции, к лилиям божьей земли,

К Палестине

Потянуло меня… И остался лишь пепел в камине

В опустевшей моей мастерской,

Где всю зиму качались цветы на синевшей пустыне морской.

  1. Из истории литературы известно, что дисметрические формы стиха предшествуют правильным метрическим, а затем они то идут параллельно, то отстают от метрических, то вырываются вперед, как это было, например, в поэзии В. Маяковского и В. Хлебникова, чтобы затем опять идти параллельно.[]
  2. Валерий Брюсов, Опыты, М. 1918, стр. 27.[]
  3. Б. Томашевский, Теория литературы. Поэтика, М. – Л. 1931, стр. 123 – 127 (Акцентные размеры).[]
  4. Вл. Пяст, Современное стиховедение, Л. 1931, стр. 294 – 314 (Свободные размеры).[]
  5. В. Жирмунский, Композиция лирических стихотворений, П. 1921, стр. 87 – 95, 106.[]
  6. Л. И. Тимофеев, Теория литературы, Учпедгиз, 1948, стр. 273.[]
  7. Ю. Тынянов, Проблема стихотворного языка, Л. 1924, стр. 31. К сожалению, автор не привел примеров стиха, относимого им к верлибру.[]
  8. Г. Шенгели, Техника стиха. Практическое стиховедение, «Советский писатель», М. 1940, стр. 94.[]
  9. См. мою статью «Русское стихосложение», «Русская литература», 1960, N 1.[]
  10. Говоря о выразительных формах стиха и прозы, мы не решаем здесь вопроса о границах поэзии и прозы, как способах художественного изображения []

Цитировать

Квятковский, А. Русский свободный стих / А. Квятковский // Вопросы литературы. - 1963 - №12. - C. 60-77
Копировать