№6, 1981/Обзоры и рецензии

Русские сказители Карелии

К. В. Чистов, Русские сказители Карелии. Очерки и воспоминания, «Карелия», Петрозаводск, 1980. 256 стр.

«Я до сих пор уверен, – пишет К. Чистов, – что выбрал одну из самых интересных, важных и нужных специальностей» (стр. 10). Это признание в любви к фольклору, его создателям и хранителям не пустая фраза, это – пафос всей многолетней работы автора, лейтмотив его книги о сказителях.

Книга написана в своеобразной манере: вошедшие в нее статьи – это одновременно и исследования, и воспоминания, и художественные очерки. Пишет ли К. Чистов о знаменитом роде сказителей Рябининых, о народной поэтессе, олонецкой вопленице Ирине Федосовой, о белорусском рыбаке, советском сказочнике М. М. Коргуеве, об «открытом» им в свое время сказителе И. Т. Фофанове – он заражает читателя любовным отношением к народной поэзии.

Казалось бы, уже столько, собирателей и исследователей писали о четырех поколениях Рябининых, что сказать о них новое невозможно. Но перед читателями книги возникают живые образы сказителей: знаменитого эпического певца. Трофима Григорьевича Рябинина, от которого записывали былины П. Н. Рыбников и А. Ф. Гильфердинг, его сына Ивана Трофимовича, бережно сохранившего наследие отца и выступавшего с исполнением былин не только в ряде русских городов, но и в Белграде, Софии, Вене и Праге; пасынка его, Ивана Герасимевича Рябинина-Андреева, и, наконец, последнего в роде сказителей Рябининых – члена СП, Петра Ивановича Рябинина, неоднократно пленявшего своим искусством москвичей и ленинградцев.

К. Чистов сумел дать творческий портрет каждого из этих сказителей, представление об их репертуаре и художественной ценности исполнявшихся ими былин, сведения об их окружении, в частности о современных им сказителях, о собирателях, записывавших их тексты, о составе и характере их слушателей. «Будем же благодарны, – пишет К. Чистов, – последнему Рябинину за то, что он донес до середины XX века прекрасную традицию этой славной семьи» (стр. 109).

Будем же благодарны К. Чистову, что он сумел раскрыть нам всю значительность вклада четырех поколений Рябининых в русскую национальную культуру.

Не менее интересен и очерк о вопленице Ирине Федосовой, творчеству которой К. Чистов ранее посвятил большое исследование («Народная поэтесса И. А. Федосова», Петрозаводск, 1955). Здесь автор сумел выйти за узкобиографические рамки и дать тонкий анализ плачей Ирины Федосовой. Он пишет о встречах Федосовой с филологами и музыкантами, об обращении к ее плачам и песням композиторов и писателей, раскрывает идейную глубину и эстетическую прелесть творении неграмотной старухи, утверждает ее значение в национальной культуре.

Общие вопросы изучения и собирания сказок, а также судеб сказочной традиции подняты К. Чистовым в очерке о выдающемся советском сказочнике М. Коргуеве, от которого фольклористом А. Нечаевым было записано сто пятнадцать сказок. Двухтомное собрание сказок М. Коргуева, снабженное подробным комментарием и исследовательскими статьями, является одним из лучших изданий русских народных сказок.

К. Чистов рассказывает о своих встречах с талантливым сказочником, о его репертуаре и манере сказывания, вспоминает о своем последнем посещении Керёти, когда М. Коргуева, умершего в 1943 году, уже не было в живых.

Последний – и, на мой взгляд, лучший – очерк в книге посвящен сказителю Ивану Терентьевичу Фофанову, с которым автор книги встретился, еще будучи студентом.

В 1938 году К. Чистов целый месяц прожил в селе Климове на берегу Купецкого озера и ежедневно вел запись текстов талантливого сказителя и его двоюродного брата, тоже незаурядного сказителя Н. А. Ремизова

И. Фофанов не столь знаменит, как Т. Рябинин, И. Федосова или М. Коргуев, но прав К. Чистов, когда пишет, что Фофанов – «один из наиболее замечательных знатоков и исполнителей русских былин и безусловно один из лучших певцов былин того поколения, к которому он принадлежал» (стр. 212).

Появление книги К. Чистова крайне своевременно, в предвоенные годы советские фольклористы, как правило, несколько преувеличивали значение индивидуального «авторского» начала в фольклорном процессе. В последние годы в науке о народном творчестве наступил, как это нередко бывает, перекос в обратную сторону – встречается полное отрицание роли исполнителя в жизни фольклора, значения индивидуального стиля в трактовке произведений коллективного народного творчества.

В книге К. Чистова, который все время имеет в виду традиционную основу фольклора, вместе с тем раскрывается творческая лаборатория талантливых хранителей разных его жанров: сказителя, сказочника, вопленицы. Автору ее удалось показать на живых запоминающихся примерах сочетание в былине, сказке, причитании коллективного и индивидуального начал, раскрыть все своеобразие, всю специфику творческого процесса в народном искусстве. Вопросы эта теоретически освещены во Введении.

Следует отметить несомненное воспитательное значение книги К. Чистова: без пышных фраз и навязчивых поучений она говорит о культурной ценности народного искусства, с радости общения с мастерами народного слова, о научной и общественной значимости труда собирателей и исследователей фольклора.

Если специалистам – исследователям народного творчества она дает радость сопереживания, воскрешает для них знакомые образы мастеров устного слова, то остальным читателям она даст радость открытия нового прекрасного мира, новых страниц народной жизни, познания глубин творчества и величия духа народных поэтов.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1981

Цитировать

Померанцева, Э. Русские сказители Карелии / Э. Померанцева // Вопросы литературы. - 1981 - №6. - C. 257-258
Копировать