№3, 1982/В творческой мастерской

Роман, Похожий на своего автора

Говорят, что литературные влияния вовсе не являются чем-то нежелательным. Не знаю, может, это и так, хотя лично я убежден в обратном.

Я помню период в литературной жизни Грузии, когда в моде были Хемингуэй и Ремарк. Помню, как к месту и не к месту употреблялись «сказал он» или «сказал я». Почти на каждой странице встречались такие фразы: «Тамара чистила картошку, и радиатор был теплый» (помните, У Ремарка: «Они были механики и ненавидели войну»).

Теперь многие идут вслед за Маркесом, даже те, для кого поэтика мифа не является органичной. Просто писатель стал невольно или умышленно рабом моды.

Произведение, по-моему, должно походить на своего автора. Думаю, что и мои романы чем-то похожи на меня. Конечно же, все три моих романа («Седьмое небо», «Камень чистой воды», «Год активного Солнца») заполнены тем, что пережил я сам, в основе их конфликтов лежат те проблемы, которые пришлось решать и мне.

Это вовсе не означает, что сюжеты моих романов срисованы с жизни или что у героев есть точные прототипы. Житейская правда, превращаясь в факт литературы, претерпевает такое же изменение, как руда, превращаясь в металл.

Впрочем, были и у меня случаи, когда я находил характеры героев или отдельные эпизоды почти готовыми. Например, в основу одного эпизода «Седьмого неба» легла история, приключившаяся со мной. Я по профессии инженер-металлург, сталевар, мартенщик. После окончания института меня назначили начальником смены мартеновского цеха Руставского металлургического завода.

Цитировать

Панджикидзе, Г. Роман, Похожий на своего автора / Г. Панджикидзе // Вопросы литературы. - 1982 - №3. - C. 201-202
Копировать