№9, 1971/Литературная жизнь

Роллан и Болгария, Роллан и Европа

Dimitre Ts. Bratanov, Svetlomir D. Bratanov, Romain Rolland et la Bulgarie, Sofia 1970.

В июне 1936 года сорок шесть болгарских деятелей культуры послали коллективное письмо Ромену Роллану. Они приветствовали многолетнюю антивоенную деятельность автора «Жан-Кристофа» и рассказывали о той борьбе, которую ведет передовая болгарская общественность в защиту мира. В числе инициаторов этого обращения, подписавших его первыми, были известный писатель Людмил Стоянов и редактор молодежной газеты «Сигнал» Димитр Ц. Братанов.

Роллан ответил болгарам большим дружеским письмом-напутствием. Он, в частности, писал им: «…Если мое имя, как вы говорите, для вас знамя, то я считаю долгом точно определить, что именно защищает это знамя… Я должен сказать вам, что я пацифист, но я также и антифашист, и мой пацифизм революционен. Я призываю всех свободных людей всех – стран объединиться против фашизма, который угрожает всем свободам Европы и противопоставляет свою грубую силу социальному прогрессу…»

Это письмо Роллана было опубликовано в различных болгарских журналах и газетах (в одних – целиком, в других – с цензурными пропусками) и вызвало подъем движения за мир в Болгарии.

Общеизвестно, что Роллан принял горячее участие в защите Георгия Димитрова в период Лейпцигского процесса. И после того, как Димитров был оправдан и переехал в Москву, Роллан продолжал внимательно следить за деятельностью выдающегося болгарского революционера. Изучая материалы VII конгресса Коминтерна, он записал в свой дневник от 27 сентября 1935 года: «В «Интернациональной корреспонденции» напечатаны… волнующие доклады Димитрова и Мануильского на VII конгрессе Коминтерна, а затем – доклад Эрколи [Тольятти] под названием «Подготовка империализма к новой мировой войне и задачи Коминтерна». Я слежу за стенографическим отчетом о работах конгресса, – по-моему, этот конгресс Коммунистического Интернационала- самый великий в мире парламент».

Среди читателей-друзей, которые переписывались с Ролланом, были и болгарские литераторы, педагоги, журналисты. Один из таких друзей, Русин Филипов, выступал с популярными лекциями о жизни и творчестве своего любимого писателя. Роллан писал ему 6 марта 1938 года: «…Я с удовлетворением узнал, что крестьяне из окрестностей Пловдива проявили интерес к вашей лекции. Но я спрашиваю себя, могут ли они отнестись с симпатией к моему «Кола Брюньону»? Я немного сомневаюсь в этом, ведь у них условия жизни, должно быть, более трудные, чем у моих соотечественников в Бургундии. Впрочем, в Советском Союзе из всех моих книг предпочитают именно «Кола Брюньона»…»

Все эти, и многие другие, факты и документы впервые приведены в книге Димитра Ц. Братанова и Светломира Д. Братанова «Ромен Роллан и Болгария», вышедшей в Софии на французском языке1. Популярность Ромена Роллана в Болгарии имеет, как мы можем убедиться, давние и глубокие корни. И не приходится удивляться, что именно в этой стране возник замысел – провести международный коллоквиум на тему «Ромен Роллан и Европа».

Коллоквиум состоялся в Варне, в международном Доме ученых имени Жолио-Кюри 23 – 25 мая 1971 года. В Почетный комитет, от имени которого рассылались приглашения, вошли видные деятели культуры разных стран:

Цитировать

Мотылева, Т. Роллан и Болгария, Роллан и Европа / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1971 - №9. - C. 249-253
Копировать