№9, 1971/Полемика

Фальсификация на старый манер

В наши дни не редкость обнаружить на Западе под обложкой «Марксистская эстетика», «Марксистский анализ экономики», «Марксистская концепция культуры» и т. п. сочинения, ревизующие основы марксизма. Мы найдем в ник россыпи цитат из произведений Маркса, Энгельса, Ленина и клятвенные заверения их «верных последователей», но все это не скроет системы постулатов, искажающих марксистское учение о культуре и обществе. «Защитники» марксизма исподтишка наносят по марксистской философии один мелкий удар за другим, путают карты, лицемерят, упиваются собственной демагогией.

Анри Арвон, преподающий студентам курс эстетики в Клермон-Ферране, ведет бой с открытым забралом. Его «Марксистская эстетика» 1 (1970) – прямой спор с марксистской эстетикой. Автор не ревизует марксизм изнутри, он нападает на него в открытую. Такая откровенность – позитивная предпосылка научного спора. Но на этом достоинства книги Арвона исчерпываются. Автор оперирует откровениями, которые научными уже никак не назовешь.

Построение книги обещает как будто всестороннее исследование вопроса: мы найдем в ней разделы «Марксизм и искусство», «Диалектика», «Содержание и форма», «Революционное искусство», «Социалистический реализм»: А сверх того главки более конкретные – «Немецкий революционный театр», «Брехт и Лукач». От Маркса и Энгельса к Плеханову, от Плеханова к Ленину – именно этот магистральный путь марксистской мысли намерен осветить автор.

В главе «Марксизм и искусство» сообщается об основных эстетических документах – письмах Энгельса Минне Каутской и Маргарет Гаркнесс, переписке с Ф. Лассалем по поводу его пьесы «Франц фон Зикинген», работе Плеханова «Искусство и общественная жизнь», статьях Ленина «Партийная организация и партийная литература», «Лев Толстой, как зеркало русской революции», а также о резолюциях Первого и Второго съездов советских писателей. База, как видим, достаточно прочная, чтобы задуманный Арвоном краткий курс марксистской эстетики получился в меру объективным. Приведены цитаты, обозначены точные даты и конкретные обстоятельства появления каждой из работ. Если бы автор ограничил себя этой скромной задачей, студентам было бы проще постигнуть суть предмета.

Но автор начинает объяснять и обобщать. И сразу же попадает в зыбкую трясину предвзятых концепций.

«Подчеркивать исторически-конкретный характер искусства – значит априори отрицать его… влияние и абсолютную ценность», – пишет А. Арвон. «Стремясь осуществить трудно достижимый, а вернее, невозможный союз между временным и вечным, между ценностью исторической и ценностью абсолютной, истиной относительной и всеобщей, марксистская эстетика подвергает искусство суровому испытанию». Приводимые тут же фрагменты писем Маркса и Энгельса свидетельствуют совсем о другом – о высоком уважении к «абсолютным» ценностям искусства, о заботе, чтобы «тенденция вытекала из положения и действия», убедительно показывают, что конкретно-исторический анализ как раз помогает предугадывать последующее влияние того или иного произведения искусства. Но это ничуть не смущает автора; с легкостью необычайной он препарирует и упрощает богатый, требующий раздумий материал, который он почерпнул в трудах классиков марксизма, и тем самым «облегчает» студентам его осмысление. А чтобы у читателя не возникло желания искать и другие тексты, Арвон сообщает, что Маркс литературой занимался мало, писал только о Бальзаке, Эжене Сю и пьесе Лассаля «Франц фон Зикинген» и вообще «подошел лишь к границе эстетики».

Для А. Арвона не секрет, что факты всегда выигрышно сопроводить «собственной» теоретической мыслью. И он таковую сплетает из «слепящих своей очевидностью противоречий» позиции Маркса по вопросам искусства: Маркса-человека влекло к Эсхилу, Шекспиру, Гёте, В. Скотту, Байрону, а Маркс-политик занимался «поэтами незначительными, но защищавшими свободу» – Фрейлигратом, Георгом Веертом. Первое влечение – следствие «буржуазного образа жизни, которого Маркс придерживается даже в крайней нищете», второе – порождение «антибуржуазного образа мысли, принятого им с юности».

  1. Henri Arvon, L’esthetique marxiste, Presses universitaires, Paris 1970.[]

Цитировать

Балашова, Т.В. Фальсификация на старый манер / Т.В. Балашова // Вопросы литературы. - 1971 - №9. - C. 137-141
Копировать