№5, 1971/Литературная жизнь

Ритм, время и пространство в литературе и искусстве

Внимание современной науки все чаще начинают привлекать проблемы взаимосвязи ритма, времени и пространства с наиболее характерными особенностями творческого процесса художника, их роль при изучении специфики художественного произведения, а также общая методология исследования этих категорий применительно к литературе, театру, живописи, кинематографу и т. д.

Этим вопросам был посвящен специальный симпозиум «Проблемы ритма, художественного времени и пространства», организованный Комиссией комплексного изучения художественного творчества Научного совета по истории мировой культуры АН СССР, который проходил в Москве в декабре 1970 года. В его работе принимали участие представители таких областей науки, как философия, литературоведение, искусствознание, психология, математика, физиология и другие, деятели искусства и литературы, представители различных творческих союзов.

Председатель Комиссии Б. Мейлах, открывший заседание докладом «Проблемы ритма, времени и пространства в комплексном изучении художественного творчества», подчеркнул, что эти проблемы следует рассматривать в единстве. Благодаря этому открывается возможность исследовать их значение в общих системах литературы и искусства, а также в целостной структуре художественного произведения. Изучение проблем ритма, времени и пространства необходимо сочетать с подходом к искусству как динамической системе, включающей в себя как различные фазы творческого процесса художника, так и процесс художественного восприятия читателя, зрителя, слушателя. Без этого невозможно рассматривать такие кардинальные вопросы, связанные с понятием времени, пространства и ритма, как пространственно-временные отношения и типы художественного мышления, дискретность и относительность времени в художественном изображении, эстетическую функцию ритма и многое другое.

Целый ряд докладов был посвящен диалектико-материалистическому обоснованию проблем ритма, времени и пространства.

В. Свидерский (Ленинград) указал, что диалектико-материалистическое понимание и изучение в этом свете универсальных свойств пространства и времени (материальности, абсолютности, относительности, противоречивости, мерности и др.) должно сводиться ко все более глубокому анализу диалектической природы этих категорий применительно ко всем аспектам познания и творчества, включая искусство и литературу.

Ленинградские философы А. Мостепаненко и Р. Зобов в совместном докладе рассмотрели вопрос о видах пространства и времени в искусстве. Каждое произведение искусства может быть локализовано в трех различных пространствах – временах: физическом (как материальный объект), концептуальном (как некоторая модель определенного класса реальных ситуаций), перцептуальном (как художественный образ). Н. Гей (Москва) поставил своей целью выяснить роль ритма, времени и пространства в системе художественного познания. М. Каган (Ленинград) заострил внимание участников симпозиума на необходимости, по его мнению, придерживаться в своих трудах концепции о разделении видов искусства на пространственные и временные. П. Антокольский посвятил свое выступление характеристике обрааа времени в поэтическом творчестве. Он показал, какие коррективы внесла поэзия XX века в манеру трактовки образа времени и какие еще далеко не использованные возможности таятся здесь. В. Иванов (Москва) поделился с участниками симпозиума некоторыми соображениями относительно представления о времени как объединении мифологических противоположностей. Е. Волков (Москва) и М. Сапаров (Ленинград) осветили в своих выступлениях различные функции ритма в общей системе художественного произведения.

После первого дня работы симпозиума его участники заслушали доклады и сообщения, в которых были поставлены вопросы, непосредственно связанные с отдельными видами художественного творчества: литературой, театром, кинематографом, изобразительным искусством и архитектурой.

Как известно, ритм является одним из наиболее важных элементов любого художественного текста, поэтического или прозаического. Е. Эткинд (Ленинград) взял на себя задачу выяснить роль ритма как элемента художественной формы, участвующего в конструировании содержания. Специфику ритмической структуры образа в прозе

раскрыл в своем докладе А. Чичерин (Львов), Н. Фортунатов (Горький) предложил при анализе ритмических особенностей литературного произведения рассматривать его композиционную структуру по аналогии с закономерностями, наблюдаемыми в других видах искусства, в частности в музыке.

Цитировать

Молчанов, В. Ритм, время и пространство в литературе и искусстве / В. Молчанов // Вопросы литературы. - 1971 - №5. - C. 241-244
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке