№12, 1973/Советское наследие

Революционный пафос поэзии

Очень сложно, оказывается, писать о поэте, творчество которого ты любишь всей душой и который близок тебе. Эту простую истину я познал, когда сел писать «портрет» Цэвэгмидийна Гайтава. Вспоминаю раннюю весну 1951 года. Я – тогдашний ученик средней школы – впервые взял в руки сборник стихов Гайтава. Не помню, сколько раз я перечитал этот сборник, но мечта увидеть его автора, услышать, как он сам читает свои стихи, долго не покидала меня. В то время, в 50-е годы, Гайтав стал известен читателям, да и писатели признали его самобытное дарование.

Окрыленный строками из поэмы Ц. Дамдинсурэна «Моя седая мама»:

Недостойно мужчины, чтоб он у огня

сиднем всю жизнь сидел,

Чтобы, трудностей и хлопот боясь,

не кончал он начатых дел.

Плохо, если ты, кроме своей жены,

ни с кем не ведешь бесед,

Если видел ты, как живут на земле

только брат твой и твой сосед, –

Гайтав держит путь в столицу, мечтая стать поэтом.

Нелегок был этот путь. И так же как дорога в Улан-Батор лежит через песчаные пустыни, высокие горы и многоводные реки, где путнику нужен хороший конь, на пути в поэзию необходимы высокие стремления и незаурядный талант.

Кое-что о жизни любимого поэта мне хочется рассказать здесь. Гайтав, по отцу Цэвэгмид, родился в местности Сувраг толгой Богд сомона Убурхангайского аймака 5 февраля 1929 года, по монгольскому календарю – в первый весенний месяц года конь. Отец его был скотоводом, и Гайтаву – шестому сыну в семье – предстояла жизнь в седле далеко от больших городов. Но он поставил перед собой другие цели. Он добрался до столицы частью пешком, частью на попутных машинах. Как и многих монгольских юношей, его привело в Улан-Батор стремление учиться. Он окончил финансовый техникум, затем, получив высшее образование, поступил на работу в Госплан, потом стал корреспондентом центральных газет «Пионерын унэн» («Пионерская правда»), «Унэн» («Правда»)»»Тоншуул» («Дятел»). И все это время неустанно трудился, совершенствуя свой поэтический талант.

Уже в ранних стихах поэта ярко проявился гражданский пафос его поэзии. Первое его стихотворение появилось в журнале «В помощь участникам художественной самодеятельности» в 1947 году.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1973

Цитировать

Шагдар, Ж. Революционный пафос поэзии / Ж. Шагдар // Вопросы литературы. - 1973 - №12. - C. 216-220
Копировать