№1, 1963/На темы современности

Развитие современной прозы и поэзии (По материалам заседания комиссии по критике и органам печати СП РСФСР)

В конце прошлого года состоялся пленум совета по критике СП РСФСР. Во вступительном слове Л. Якименко подчеркнул, что это обсуждение современного состояния прозы и поэзии имеет конкретный «прицел»: в 1963 году будет очередной съезд писателей РСФСР, и начавшийся разговор – одно из мероприятий, которое должно помочь подготовке к съезду.

Настало время, продолжил свою мысль оратор, обменяться мнениями о сегодняшнем уровне советской прозы и поэзии, который определяется как новыми проблемами в самом содержании произведений, так и открытиями и поисками в области формы. Сейчас уже всеми признано, что молодая поэзия и проза продолжают лучшие традиции советской литературы, однако следует отмечать не только достижения молодых, но и сказать им, по существу уже зрелым писателям, чего не хватает их произведениям, например широты охвата жизни.

Эти проблемы в основном и были поставлены в трех докладах, прочитанных на пленуме, два из которых – И. Гринберга и Н. Яновского – были посвящены прозе, один – В. Дементьева – поэзии.

Докладчики, говоря о новых чертах нашей литературы, объясняли их прежде всего теми изменениями, которые произошли в жизни общества после XX и XXII съездов КПСС. Ощущение нераздельности проблем труда и нравственности, политики и морали, стремление охватить во всей полноте явления современной жизни и вскрыть их общественные корни, создать образ героя – нашего современника – эти особенности отличают произведения, появившиеся в конце 50-х – начале 60-х годов.

И. Гринберг говорил о том, что сейчас в литературе бытует термин «писатели-шестидесятники». Однако это условное обозначение ни в коем случае не относится лишь к тем литераторам, которые выступили в 1961 – 1962 годах; все живое, действующее, сильное в нашей литературе может быть обозначено этим словом, – в равной мере оно относится и к роману Л. Леонова «Русский лес», и к произведениям покойного Э. Казакевича, П. Нилина, В. Кожевникова, В. Тендрякова, Д. Гранина, Е, Дороша, С. Залыгина и более молодых писателей, чье творчество проникнуто духом 60-х годов. Этим духом пропитаны и книги, рассказывающие о недавнем прошлом, о войне (Г. Бакланов, В. Росляков), о послевоенных годах» (П. Вершигора, Ю. Бондарев).

Писатели все уверенней, все полнее и отчетливей выражают свои кровные убеждения, и, вероятно, поэтому сейчас так много появляется литературных воспоминаний, книг-раздумий, поэтому неслучаен и рост лирического, автобиографического начала в нашей прозе. Значительное место было уделено в докладе анализу произведений молодых, в частности творчества талантливого и сложного писателя Ю. Казакова.

Эти вопросы развил в своем докладе Н. Яновский (Новосибирск). Пристальное внимание к человеку, сказал он, к его духовному миру, к его счастью, к его непреходящей ценности – вот одна из основных тенденций в развитии современной прозы, обусловленная всем ходом истории. Сейчас писатели всех поколений – К. Федин в «Костре», В. Кетлинская в романе «Иначе жить не стоит», Е, Дорош в очерках о современной деревне, В. Некрасов, В, Тендряков, П. Нилин в своих повестях – во весь голос заговорили о моральной чистоте, о высоте нравственного идеала своего героя.

Особое место докладчик уделил анализу повести В. Тендрякова «Суд», произведению, являющемуся, по его словам, обвинительным заключением против в свое время укоренившегося у нас и, видимо, еще не изжитого До конца недоверия к человеку.

Наша литература сегодня, сказал далее Н. Яновский, как никогда раньше занята поисками героя, который может стать властителем дум современников. И здесь следует, с его точки зрения, не присоединяться к тем критикам, которые категорически утверждают: «Нет, такой герой еще не создан», – а проследить этот живой процесс в современной литературе.

Совершенно очевидно, что не только содержание произведения, его тема, но прежде всего высота эстетического идеала определяет – быть или не быть его героям властителями дум поколения. Раскрыть нерасторжимое единство идеала и жизни в их постоянном движении, в процессе развития социалистического общества – вот суть современных поисков положительного героя. Это положение докладчик прослеживает на повести Э. Шима «Королева и семь дочерей».

Опираясь на материалы нашей сегодняшней действительности, обращаясь к событиям, связанным с преодолением культа личности и его последствий, выступающий говорит о том, что литература должна честно и прямо вскрывать недостатки и просчеты в нашей жизни, вести последовательную борьбу с косностью, консерватизмом, догматизмом, с проявлениями собственничества и индивидуализма. В качестве примера такой борьбы были названы «Деревенский дневник» и «Сухое лето» Е. Дороша.

По мысли оратора, приглушение критического начала в произведениях литературы способно привести и нередко приводило к искажению правды жизни, даже к уничтожению целого действенного и необходимого жанра – сатиры. Следует сказать о критическом начале в ряде произведений об Отечественной войне. Дальнейшее развитие этой темы связано и с углублением историческоговзгляда на прошлое, и с теми фактами и подробностями хода войны, которые стали ныне доступны писателям и получили верное освещение в их книгах («Живые и мертвые» К. Симонова, «Мертвые сраму не имут» Г. Бакланова и др.).

Наша философия, говорит докладчик, самая оптимистическая философия мира, мы живем в эпоху строительства коммунизма, о котором человечество мечтало веками, мы знаем, что исторически неизбежна победа света и разума над тьмою и невежеством, добра над злом. На этом основании у нас считали, что советская действительность не дает материала для трагедийных тем, а уж если и признавали возможность существования трагедии, то только «во имя торжества общего дела».

Цитировать

От редакции Развитие современной прозы и поэзии (По материалам заседания комиссии по критике и органам печати СП РСФСР) / От редакции // Вопросы литературы. - 1963 - №1. - C. 73-78
Копировать