№2, 1972/Теория литературы

Размышляя об истоках

У писателей и исследователей литературы особо пристальное внимание неизменно вызывала статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Об этой статье написано уже немало, но мы будем к ней обращаться вновь и вновь.

Эта знаменитая статья Ильича является краеугольным камнем марксистско-ленинского учения о литературе и искусстве.

В этой своей работе В. И. Ленин гениально сформулировал и обосновал целую программу коммунистической партии в области теории и практики литературы и искусства, эстетики.

Не случайно наши идейные противники всячески (и тщетно!) старались «опровергнуть» ленинскую статью, дискредитировать ее, объявить устаревшей и т. п.

Нет, ленинская статья не только не устарела, а, наоборот, все ярче выступает во всем величии марксистско-ленинских идей.

Ее положения имеют непреходящий, основополагающий характер, незыблемое значение.

Более того, мы еще не полностью осмыслили эту гениальную статью Ленина, порой упускаем некоторые очень важные положения, в ней содержащиеся (о чем речь будет ниже).

Далее – крайне важно и интересно проследить, как в более ранних работах Ленина складывалось его учение о партийности литературы, нашедшее в этой статье свое классическое выражение.

В данных заметках мне и хочется поделиться с читателями некоторыми мыслями и наблюдениями, возникшими в процессе изучения ленинских работ.

1

В нашем литературоведении давно бытует мнение, будто В. И. Ленин в своей статье 1605 года «Партийная организация и партийная литература»впервые выдвинул понятие партийности литературы.

Чтобы не быть голословными, приведем хотя бы несколько примеров. Критик М. Гус, имея в виду указанную ленинскую статью, пишет: «…Приходится начинать с самого начала (курсив мой. – П. В.), с ленинской работы…» 1

Автор повторяет бытующее мнение, будто бы принцип партийности литературы впервые Ленин выдвинул лишь в 1905 году, в статье «Партийная организация и партийная литература».

Это суждение высказывают не только отдельные ученые, оно проникает и в энциклопедические труды. Например, в «Краткой Литературной Энциклопедии» читаем: «Понятие «Партийность в литературе»впервые (курсив мой. – П. В.) выдвинуто в работе В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» 2.

Возьмем еще одно фундаментальное издание – «Историю советского искусства». Здесь также утверждается, что лишь в 1905 году Ленин теоретически разработал принцип партийности3.

На самом деле В. И. Ленин выдвинул принцип партийности задолго до статьи «Партийная организация и партийная литература». В предыдущих своих работах он уже выдвигал и отстаивал понятие партийности литературы, хотя наиболее полное и развернутое воплощение оно получило, конечно, в статье 1905 года. Мы еще не обратили должного внимания на эти работы В. И. Ленина.

Кроме того, мы еще недостаточно внимательно изучили и самое знаменитую статью В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература», опускаем в ней одну чрезвычайно важную мысль. Давайте еще раз прочтем статью В. И. Ленина, особенно ее начало. И мы увидим, что сам Ленин в этой же статье делает точное указание, которое показывает ошибочность мнения, будто принцип партийности выдвинут впервые в рассматриваемой статье.

Уже во втором абзаце Ленин пишет, что до 1905 года «вся нелегальная печать была партийна». Вот где ключ!

Да, нелегальная печать давно была партийной, и принцип партийности Ленин выдвигал до статьи в «Новой Жизни». И еще надо иметь в виду, что о партийности литературы до В. И. Левина говорили в свою историческую эпоху Маркс и Энгельс. Надо установить живую и прямую связь учения Ленина о партийности литературы с мыслями Маркса и Энгельса по этому вопросу.

2

К сожалению, у нас далеко не всегда устанавливается такая связь. Пишут, например, что Маркс и Энгельс имели лишь понятие о тенденциозности. Но кроме тенденциозности было у них и понятие партийности литературы, впоследствии новаторски развитое В. И. Лениным, в трудах которого мы находим вершинную разработку этого понятия.

Например, еще в 1846 году Маркс и Энгельс во главе немецких коммунистов приняли специальное постановление, известное как «Циркуляр против Крите», в котором они твердо отстаивают принцип коммунистической партийности литературы, показывают, что Криге в своей газете «Народный трибун»»в высшей степени компрометирует коммунистическую партию» своими писаниями, поскольку Криге выступал под фирмой «литературного представителя немецкого коммунизма» 4. К постановлению было приложено обширное обоснование, в котором конкретно анализировались произведения Криге, показывалось, что под видом коммунизма он проповедует сентиментальные бредни.

Принцип партийности литературы Маркс и Энгельс отстаивали в борьбе против «истинных» социалистов, критикуя не только их политическую, но и художественную литературу.

Громадное значение для понимания принципа партийности имеет основополагающий документ марксизма – «Манифест Коммунистической партии». Именно на «Коммунистический манифест» опирался Ленин в своей статье «Партийная организация и партийная литература».

Некоторые мысли «Манифеста» прямо перекликаются с мыслями Ленина. Например, мысли о свободе творчества, которые являются составной частью учения о партийности. В «Манифесте» Маркс и Энгельс пишут, что буржуазия утвердила «одну бессовестную свободу торговли… Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников».

Сравни в ленинской статье «Партийная организация и партийная литература»: «Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель?.. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». О «партийных литераторах» пишет Энгельс к Зорге 20 июня 1882 года. В письме к К. Каутскому от 19 июля 1884 года Энгельс говорит о «писательствующих членах партии».

Мысли о «партийной печати», об облике партийного литератора излагает Энгельс Бебелю в письме от 8 марта 1892 года.

Даже из этих кратких выдержек видно, что у Маркса и Энгельса было понятие партийности литературы, и отрывать взгляды Ленина от взглядов Маркса и Энгельса – неправомерно.

3

Теперь перейдем к работам Ленина, написанным до статьи «Партийная организация и партийная литература».

1. Принцип партийности затрагивается уже в работе В. И. Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Эта работа написана Лениным в конце 1894 – начале 1895 года, то есть более чем за десять лет до написания статьи «Партийная организация и партийная литература». Ленин пишет в указанной работе:

«…Материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы» 5.

С партийной марксистской точки зрения критикует Ленин взгляды народников непосредственно на литературу, показывает, что их взгляды – мелкобуржуазные. Ленин приводит мысли народников о литературе:

«Мы не считаем, конечно, влияния литературы совсем бессильным, но для этого она должна:

  1. «Октябрь», 1958, N 6, стр. 191.[]
  2. »Краткая Литературная Энциклопедия», т. 5, стр. 608. []
  3. См. «История советского искусства», т. I, «Искусство», М. 1965, стр. 4.[]
  4. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 4, стр. 1.[]
  5. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 1, стр. 419 (курсив мой. – П. Б.).[]

Цитировать

Богданов, П. Размышляя об истоках / П. Богданов // Вопросы литературы. - 1972 - №2. - C. 79-89
Копировать