Заботиться о содержательной стороне стиха
Я думаю, что проблема свободного стиха достойна обсуждения, хотя стулья ломать не стоит.
Если судить по выступлениям В. Бурича и В. Куприянова, сами сторонники свободного стиха (кстати сказать, я не принадлежу к его принципиальным противникам) еще не очень точно разобрались, что же это такое: является ли свободный стих системой стихосложения или новым типом поэтического мышления?
Я склонен рассматривать свободный стих как систему стихосложения, которая может соседствовать в русской поэзии с традиционным стихом.
Путаница в элементарных определениях свободного стиха явственно отражается в некоторых выступлениях печати. Утверждается, что это вообще любой стих без рифмы, даже белые стихи. Белые стихи существовали издавна, никто против них не борется.
Свободный стих – нечто совсем другое. Его параметры пытался точно обозначить В. Бурич в своем интересном выступлении. Однако типология свободного стиха – тема специальная, требующая обсуждения на другом уровне.
Мы здесь обсуждаем не типологию свободного стиха, а его практику и его перспективы в нашей современной поэзии.
Основа организации свободного стиха, который отказывается от таких исконных явлений русской поэзии, как размер и рифма, мне пока еще не ясна.
Мы порой перенимаем лишь внешние стороны авангардистской поэтики, не пытаясь осмыслить ее задачи, корни и языковые основания. Например, некоторые наши «верлибристы» отказываются от запятых и точек. Во французском стихе можно и не пользоваться знаками препинания, ибо там строка, как ритмическая единица, совпадает со строкой – единицей синтаксической. Расположение слов в русской фразе иное. Знаки препинания обозначают у нас смысловые отношения, в других языках ясные из расположения слов.
Свободным мы называем стих Хикмета и Неруды, Ружевича и Превера. В зарубежной поэзии это огромная область, от которой мы пока еще так удалены, что не можем произвести даже приблизительную классификацию. Как подойти к ней? Стихи Хикмета и Неруды, к примеру, основаны на повторяемости известных смысловых элементов; Незвала – на потоке метафор и перечислении деталей. Превер часто строит стихи на сюжете; Ружевич – на оголенной раскованности эмоций. Стих Ружевича в принципе противоположен по заданию стиху Незвала ила Хикмета.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.