Размышления по поводу двух романов
Маяковский в 20-е годы выезжал за границу часто, не менее двух раз за год. Некоторые исследователи (Валентин Скорятин, Аркадий Ваксберг и др.) не без основания полагали, что в этих поездках он не только занимался проблемами продвижения за рубеж своего творчества, но и выполнял некие поручения органов ГПУ. Особый интерес представляют поездки в США в 1925 году и в Париж в 1928-1929 годах.
Светлана Коваленко, размышляя о женщинах в судьбе Маяковского, обратила внимание, что приезд Маяковского в Нью-Йорк отмечен двумя роковыми и как-то взаимосвязанными событиями — трагической гибелью председателя Амторга Хургина и знакомством Маяковского с Элли Джонс, случившимся после его смерти1. Исайя Яковлевич Хургин возглавил торговое представительство в июне 1924 года, за год до поездки Маяковского. В мемуарах бывшего секретаря Сталина Бориса Бажанова находим: «С Америкой дипломатических отношений нет. Там нет ни полпредства, ни торгпредства. Есть Амторг — торговая миссия, которая торгует. На самом деле она выполняет функции и полпредства, и торгпредства, и базы для всей подпольной работы Коминтерна и ГПУ…»2 Председатель представительства, следовательно, курировал не только торговые операции, но и разведывательную работу.
Маяковский знал Хургина еще в Москве, но сдружился с ним в Нью-Йорке. Глава Амторга помог ему получить визу для въезда в Америку, что было нелегко. Снял квартиру этажом выше своей на престижной Пятой авеню, 3. Взял на себя заботу о его лекциях, выставках, издательских делах, почте, денежных вопросах. В это время жена Исайи Яковлевича уехала в Москву, поэтому много времени соотечественники проводили вместе, взаимно расширяя круг знакомств. У них была незначительная разница в возрасте, много общих интересов и тем для бесед.
Однако расположение Хургина имело свои пределы: в частности, он не стал знакомить поэта со своей новой знакомой, эмигранткой из России. Владимиру Владимировичу он о ней, видимо, не сказал, а ее предупредил, что Маяковский — «бабник»3, поэтому встречи с ним нежелательны. Ее звали Элли Джонс.
Исайя Яковлевич весной 1925 года ездил по делам Амторга в Москву. Вскоре по возвращении его пригласил на ужин в маленькое кафе (или частный клуб) юрисконсульт торговой миссии Чарлз Рехт. На этот ужин Рехт привел Элли и познакомил со своим начальником. «Хургин <…> говорил о последних книгах, новинках поэзии, песнях… Он был очень привлекательной внешности <…> Напоминал Иисуса…»## Коваленко С. Указ.
- Коваленко С. «Звездная дань»: Женщины в судьбе Маяковского. М.: Эллис Лак, 2000, 2006. С. 388. [↩]
- Цит. по: Сарнов Б. Маяковский. Самоубийство. М.: Эксмо, 2006. С. 402. [↩]
- Томпсон П. Дж. (Маяковская Е. В.). Маяковский на Манхэттене. М.: ИМЛИ РАН, 2003, С. 57. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2012