№8, 1963/Обзоры и рецензии

Пути башкирской поэмы

К. А. Ахметьянов, Композиция башкирских поэм, Башккнигоиздат, Уфа, 1962, 179 стр. (на башкирском языке).

Между развитием литературоведения и самой литературы существует теснейшая связь: для расцвета науки о литературе, видимо, нужен не просто «художественный материал» (пусть и очень большой количественно), а художественные достижения, значительные успехи.

Появление в последние годы серьезных исследований в области литературоведения в ряде республик и областей связано с общим литературно-художественным подъемом. Это можно видеть и на примере Башкирии. Естественно, что литература, выдвинувшая М. Карима, гордящаяся именами Ш. Бабича, М. Гафури, А. Тагирова, Г. Саляма, И. Насыри, Р. Нигмати, С. Кудаша, располагает и сильным отрядом литературоведов. Знаменательно, что ряд весьма интересных работ написали в последнее время молодые исследователи- М. Гайнуллин, Г. Хусаинов, С. Сафуанов. К ним недавно прибавилась книга К. Ахметьянова, посвященная проблемам композиции башкирской поэмы.

Перед автором стояла довольно трудная задача. Башкирская «поэма еще мало изучена. А между тем у этого жанра большой путь развития, от первых произведений М. Гафури до поэм М. Карима, Р. Нигмати, Н. Наджми. Нет, пожалуй, в Башкирии поэта, не написавшего поэмы. Поэма, откликавшаяся на все важнейшие события в общественной жизни, отразила и закономерности национального становления башкирской литературы. Понятно, что постижение законов развития поэмы возможно только на таком широком историческом и идейно-художественном фоне. К. Ахметьянов именно в этом ключе и рассматривает эволюцию избранного им жанра, его структуры.

Принципиальная основа книги: единство истории и теории. Теория предмета как осмысление не каких-либо единичных, пусть и очень существенных, его свойств и особенностей, а всей его истории. Видя все свойства жанра в развитии, автор не стремится дать рецепты художественности, не пытается вывести принципы и каноны некоей «идеальной» поэмы, а прослеживает все многообразие художественных возможностей поэта, обращающегося к этому жанру, раскрывает широту творческих решений, обусловленных эпохой, уровнем художественного развития, индивидуальными особенностями писателя. Этот принцип подлинно исторического исследования отрицает абстрактные схемы, которые, к сожалению, довольно часто встречаются и в наши дни.

О содержании книги известное представление можно получить по перечню проблем, поднятых в ней. Она открывается главой «Композиция как эстетическая категория». Это как бы проблемное введение. Затем автор обращается к исследованию первых башкирских поэм, написанных под сильным воздействием башкирской фольклорной эпики, к изучению роли лирического героя в становлении поэмы, рассматривает, «новеллизм» как особую композиционную форму, роль детали в структуре поэмы, внесюжетные композиционные элементы. В последних главах книги автор делится наблюдениями по поводу поэм, вышедших уже в наши дни.

Большинство глав охватывает преимущественно какой-либо один период в истории башкирской литературы, являясь в то же время проблемными по своему характеру. В самом деле, ведь история часто как бы идет навстречу исследователю, выдвигая в тот или иной период какой-то главный вопрос идейно-художественного развития. Так, например, 20-е годы были периодом овладения фольклорными приемами и одновременно преодоления фольклорных схем. В 30-е годы в поэму входит лирический герой, входит вначале боязливо, робко, но затем начинает претендовать уже на хозяйское положение в композиции и всем облике поэмы.

Проблема использования фольклорной поэтики молодыми литературами остается актуальной и по сей день, в том числе и в Башкирии. Фольклорная тематика и поэтика была необходимым звеном в становлении реализма, особенно в эпических жанрах. Башкирская лирика была в какой-то степени развита и до революции, здесь существовали значительные традиции. Именно поэтому лирика развивалась наиболее бурно: у нее имелась серьезная база. Эпика же начала прямо с фольклора. Это наглядно видно в поэме М. Гафури «Труженик». Но впоследствии воздействие фольклора далеко не всегда было плодотворным. К. Ахметьянов показывает, что распространившееся одно время убеждение, будто все, что идет от фольклора, хорошо и высокохудожественно, вело нередко к простому дублированию народных сказок, к многочисленным переложениям на стихи фольклорных произведений. Все это мешало становлению реалистической поэмы, тормозило освоение современной тематики, освоение опыта татарской и русской литератур. И не только тормозило, но и тормозит. К. Ахметьянов приводит немало примеров из статей современных критиков и писателей, полагающих, что любое произведение, основывающееся на фольклоре, народно и национально. Автор справедливо напоминает мысли Белинского, который видел высшее проявление народности Пушкина не в «Сказке о попе и работнике его Балде», а в романе «Евгений Онегин»- энциклопедии русской жизни, В то же время исследователь диалектически подходит к проблеме фольклора, который всегда был и остается для художника кладезем народной мудрости, источником образов, тем, сюжетов, изобразительных средств. «Насколько порочно было бы звать к отказу от фольклорных традиций, – пишет он, – настолько же вредно требование творить только на основе народного творчества» (стр. 31).

Фольклор поначалу способствовал оформлению сюжета поэмы, помог писателям найти средства изображения характера. Правда, сюжет этот отличался тяготением к фактографичности, к простому описанию и перечислению событий. Такая поэтика накладывала своеобразный «фольклорный» отпечаток на социалистическую действительность, мешала полному ее отражению.

Если при исследовании первого этапа развития башкирской поэмы К. Ахметьянов опирался на работы фольклористов, то в главах о развитии ее в последующие годы, проблемах ее композиции у автора почти не было предшественников – композиция поэмы доселе в Башкирии не была предметом специального изучения. И главы эти, пожалуй, наиболее интересные.

Первые башкирские поэмы начали «с чистого эпоса. Не только лирические излияния поэта, но даже внутренние переживания персонажей не присутствовали в первых поэмах (стр. 39). Лирический герой появляется, впервые проявляет себя в описаниях пейзажных картин, затем в очень коротких, не имеющих важного значения в общем строе поэмы, авторских отступлениях, нередко носящих дидактический характер. Но постепенно лирический герой завоевывает новые позиции и окончательно утверждается в поэмах конца 20-х – начала 30-х годов. Процесс этот автор резонно связывает с усилением активности литературы, ее партийности, с возросшим мастерством писателей. Введение лирического героя в поэму расширило ее идейно-тематические возможности, позволило художникам избавиться от фабульной перечислительности, смело, остро группировать события, разработать ряд новых изобразительных приемов, усилить эмоциональное воздействие произведений. Особенно наглядно видно это на творческих достижениях Г. Саляма и Р. Нигмати.

Развитие современной башкирской поэмы, ее идейно-творческие завоевания связаны и с разработкой новых изобразительных средств, в частности художественной детали. Перед поэтами открылись новые возможности обрисовки образа героя, новые пути разрешения сюжетных коллизий. Емкая, выразительная деталь могла заменить целую сцену, подробные описания, ввести большие пласты жизни в поэму. Все это усиливало активное воспитательное воздействие поэмы.

Предваряя книгу А. Ахметьянова, редактор ее, известный башкирский литературовед А. Харисов, справедливо замечает, что автор «будто изучает организм башкирской литературы через увеличительное стекло». Иными словами, точная методика филологических наблюдений, большая культура анализа смогли вызвать к жизни интересные и важные обобщения, обусловили их новизну и точность.

Композицию поэмы нельзя понять без тщательнейшего анализа ее идейно-образного содержания, без рассмотрения тех жизненных проблем, которые в произведении поднимаются и решаются. К. Ахметьянов не просто увлечен скрупулезным анализом формы, ее динамики, он раскрывает единство формы и содержания. За проблемой композиции поэмы все время чувствуется история литературы, помогающей народу в его жизни и борьбе. Быть может, эта подоснова книги стала бы еще нагляднее, если бы автор сконцентрировал в отдельной главе свои наблюдения и выводы о примате жизни, идейной основе произведения.

Одно из достоинств книги К. Ахметьянова в ее идейной активности. Автор ведет непрерывный и убедительный спор с национальной ограниченностью, со всеми проявлениями провинциализма. Поэтому-то история! башкирской поэмы предстает и как путь к освоению достижений русской поэмы, поэмы других народов страны.

Последние разделы книги посвящены особенностям поэм сегодняшнего дня. Здесь тоже немало интересных наблюдений, но все же меньше, чем в предыдущих главах. Автор гораздо более силен, когда речь идет об этапе созревания поэмы, о накоплении опыта. Но вот поэма стала зрелой. Что же вносит в нее современный период развития? На эти вопросы К. Ахметьянов отвечает, и отвечает неплохо (особенно любопытны рассуждения о лаконизме, свободные от преувеличений и перехваливаний), но все же неполно.

Закономерности современного развития башкирской поэмы нельзя понять, оставаясь лишь на почве родной литературы (правда, автор в ряде случаев прибегает к сопоставлениям с русской поэмой, с поэмами других народов, но это лишь отдельные примеры). Здесь надо исходить из опыта всей советской и даже мировой литературы, ибо неизмеримо усилились их взаимодействия. Такого подхода недостает автору. Недостает, очевидно, знания пути поэмы в многонациональной советской литературе.

Хочется посоветовать молодому исследователю изучить художественный опыт башкирской поэмы последних лет на более широком материале. И тогда мы сможем понять, на какие традиции опирался, что нового внес, например, М. Карим в своей замечательной поэме «Черные воды», которая так непохожа на все то, что писалось им ранее.

Думается, что К. Ахметьянов продолжит свою столь плодотворно начатую работу, сумеет раскрыть новые особенности башкирской литературы наших дней – литературы, укрепляющей и развивающей взаимосвязи со всеми отрядами советских писателей, мастеров слова.

Цитировать

Бикмухаметов, Р. Пути башкирской поэмы / Р. Бикмухаметов // Вопросы литературы. - 1963 - №8. - C. 213-215
Копировать