№3, 1968/Коротко о книгах

Пушкин и грузинская общественность

Вало Шадури, Пушкин и грузинская общественность, «Литература да хеловнеба», Тбилиси, 1967, 230 стр.

Книга Вано Шадури посвящена рассмотрению идейно-творческих связей великого русского поэта с прогрессивной общественностью Грузии. Автора привлекают и факты биографии Пушкина, связанные с его пребыванием в Грузии, и отражение в творчестве поэта впечатлений, навеянных грузинскими встречами.

Для романтиков 20-х годов прошлого века, боровшихся за самобытность; русской литературы, Кавказ был источником жизненных впечатлений, необходимых для создания оригинальных, колоритных произведений. В трактате «О романтической поэзии» говорилось: «…Грозный Кавказ возносится за облачною стеною и оковывает взор и воображение дикими своими ужасами. Сколько воспоминаний исторических и баснословных! Здесь скалы, к которым прикован был Прометей… Какая из новых стран заключает в себе столько богатств поэтических… Природа и человек, прошедшее и настоящее говорят поэту: выбирай и твори!»

В рецензируемой монографии по-новому освещаются многие вопросы, связанные с изучением южных поэм Пушкина. Автор приводит интересные сведения о замысле «Кавказского пленника», об отражении грузинских песен в поэмах, полемизирует со своими предшественниками о пушкинской трактовке истории Грузии. Основываясь на знании кавказского быта и народных обычаев, привлекая документальные данные, В. Шадури дает убедительные объяснения фактам, которые, на первый взгляд, кажутся противоречивыми (например, почему Пушкин называет Грузию «счастливой» или почему черкешенка поет грузинские песни).

Свежи наблюдения над текстом поэмы «Бахчисарайский фонтан», в частности над эволюцией характера Гирей. Однако не все вопросы, затронутые автором, одинаково важны для решения поставленной проблемы. Едва ли заслуживают, например, внимания сведения о прототипе Марии и Заремы, тем более что факты, сообщенные В. Шадури, не вносят ничего нового в трактовку поэмы. Полезнее было бы, на наш взгляд, исследование самого образа, а не прототипа, – ведь именно художественный образ дает представление об отражении в творчестве Пушкина национального характера.

После поражения восстания декабристов Кавказ стал местом ссылки друзей и единомышленников Пушкина, и отныне поэта влечет сюда не только экзотическая природа и богатство народных преданий, но и общество свободолюбивых друзей.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1968

Цитировать

Кирилюк, З. Пушкин и грузинская общественность / З. Кирилюк // Вопросы литературы. - 1968 - №3. - C. 227-229
Копировать