№3, 1968/Литературная жизнь

Кто такой А. Архангельский?

Автор революционного похоронного марша «Вы жертвою пали в борьбе роковой…» до сих пор не установлен, как не установлен и точный его текст. Считается, что несколько средних строф – три или четыре (в разных списках дело обстоит по-разному) – вошли в него с некоторыми изменениями из появившегося в легальной печати стихотворения Архангельского «В дороге» («Идет он усталый, и цепи звенят…»); другие – из стихотворения неизвестного автора «Вы жертвою пали…».

Соотношение стихотворения «Идет он усталый, и цепи звенят…» с похоронным маршем до сих пор не вполне ясно и подлежит детальному изучению. Однако утверждение Е. Канн-Новиковой, что подлинный текст похоронного марша не имеет никакого отношения к стихотворению Архангельского1, ввиду совершенно недостаточной аргументации, не может быть пока принято.

Независимо от того, к каким выводам придут исследователи, естественно возникает вопрос: кто такой Архангельский? И. Н. Розанов называет его В. Г. Архангельским, о котором ему тоже «никаких сведений… разыскать не удалось» 2. Но В. Г. Архангельский как автор стихотворения «В дороге» сразу же отпадает. Во-первых, Василий Гаврилович Архангельский, журналист и педагог, впоследствии член II Государственной думы, родился в 1868 году. К моменту опубликования стихотворения в газете «Русское обозрение» (1878, N 6), ему было всего десять лет. Во-вторых, под стихотворением стоит подпись – А. Архангельский.

Авторство В. Архангельского (без указания на его возраст) отведено в сборнике «Вольная русская поэзия второй половины XIX века», подготовленном А. Шиловым и С. Рейсером3. Недавно В. Е. Гусев высказал предположение, что стихотворение написано участником революционного движения 1870-х годов, студентом Харьковского университета А. И. Архангельским4. Но и это неверно.

А. Шилов допускал, что А. Архангельский – не подлинная фамилия, а псевдоним5, и это оказалось справедливым. Псевдонимом «А. Архангельский» пользовался Антон Александрович Амосов. «Намереваясь серьезней отдаться литературному труду и не имея средств к жизни», Амосов в декабре 1878 года обратился в Литературный фонд с просьбой о ссуде. «При сем прилагаю некоторые из моих литературных опытов, – писал он, – а именно: три стихотворения, напечатанные в NN 3 – 4 и 6 «Русского обозрения»: «Фарисеям», «Тучи черные» и «В дороге»; в литературном прибавлении к NN 247 и 254 «Русского мира»: «Море житейское» и «Из Барбье»; кроме того, указываю на два фельетона, помещенных в NN 233 и 240 «Русского мира» под псевдонимом «Ursus», один из коих также прилагаю при этом прошении».

Прошение Амосова переслал в Литературный фонд проф. Петербургского университета О. Ф. Миллер, сопроводив его своим письмом. Он отметил, что стихотворения Амосова, «помещенные им в покойном «Русском обозрении», в свое время обратили на себя внимание:

  1. Сборник «Биографии песен», Политиздат.М. 1865, стр. 118 – 122.[]
  2. «Песни русских поэтов», «Советский писатель», Л. 1957, стр. 482 («Библиотека поэта», Малая серия).[]
  3. «Вольная русская поэзия второй половины XIX века», Л. 1959, стр. 826 («Библиотека поэта», Большая серия).[]
  4. »Песни и романсы русских поэтов», М.-Л. 1965, стр. 1077 («Библиотека поэта», Большая серия). Ср. «Деятели революционного движения в России», т. 2, М. 1929, стр. 59. []
  5. Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Архив Литературного фонда, 1879, л. 811 – 813.[]

Цитировать

Ямпольский, И. Кто такой А. Архангельский? / И. Ямпольский // Вопросы литературы. - 1968 - №3. - C. 253-258
Копировать