№12, 1976/Идеология. Эстетика. Культура

Проблемы мира – проблемы культуры

Гражданская позиция истинного художника органически связана с его художественным творчеством. Прозаики, поэты, драматурги ставят подписи под Стокгольмским воззванием, и в этом поступке – свидетельство выношенных убеждений, и нравственных и художественных.

Книга писателя – это его нравственное и гражданское кредо, по созданным художником произведениям мы и судим о его взглядах, устремлениях, позиции. В этом разделе журнала публикуются статьи, рассматривающие эстетическую панораму современности, прослеживающие путь, пройденный литературой, новые идейно-эстетические качества, в ней зарождающиеся и крепнущие.

В Заключительном акте Совещания в Хельсинки немалое место уделено проблемам культурного, духовного обмена. В интервью французскому телевидению 5 октября нынешнего года тов. Л. И. Брежнев говорил: «Что касается Советского Союза, то мы уважаем и выполняем достигнутые в Хельсинки договоренности во всех их частях, подчеркиваю, во всех. Главным, в этих договоренностях является все то, что связано с укреплением безопасности и мира. Но, разумеется, мы нисколько не преуменьшаем значение сотрудничества в области экономики, науки и техники, культуры и информации, в развитии контактов, между людьми и осуществлении мер доверия».

Творческий метод советской литературы – социалистический реализм оказал мощное эстетическое воздействие на художественное развитие XX века. Социалистический реализм противостоит всем и всяческим попыткам принизить человека, поставить под сомнение достигнутое людьми за многие столетия созидательного труда, обессмыслить такие понятия, как общественный прогресс, нравственность, гуманизм. В то же время в процессе своего развития он вбирал в себя, творчески перерабатывая, то лучшее и ценное, что было достигнуто в ходе художественного развития. Весь ход истории свидетельствует, что подлинное искусство в нашем веке не может быть создано, если художник находится на позициях враждебности к передовым и демократическим тенденциям эпохи, на позициях каннибализма XX века – антикоммунизма.

Прогрессивные творческие идеи, возникающие в одной стране, в одном географическом регионе, на одном континенте, преобразуясь, откликаются в самых отдаленных точках земного шара.

В статьях, с которыми читатель познакомится в этом разделе журнала, поставлены эстетические проблемы, связанные с такими сложными явлениями художественной жизни XX века, как природа гуманизма и пути утверждения его принципов, как осмысление искусством войны и причин, ее порождающих, как сущность вклада разных национальных культур в мировую сокровищницу духовных ценностей.

Вглядываясь в картину исканий, которую открывает художественная история XX века, нельзя – при всем многообразии и при всех различиях – не отметить общности стремлений прогрессивной литературы мира: писательское творчество прокладывает людям пути истинной нравственности, приближает их к заветным идеалам будущего.

Воля человечества к: миру, к взаимопониманию нашла свое выражение в подписанном в Хельсинки Заключительном акте Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе. Документ этот не может не волновать деятелей культуры всех стран. Культуре принадлежит ответственная и почетная роль в борьбе за упрочение мира на земле, за воспитание людей современной эпохи в духе гуманизма.

Проблема мира – ключевая, глобальная проблема, стоящая перед человечеством. Самым непосредственным образом она связана и с вопросом о судьбах и предназначении культуры. На международной встрече писателей в Москве, посвященной 30-летию Победы над гитлеровской Германией. К. Симонов справедливо подчеркивал, что задача избавления от войн, задача мирного сотрудничества народов – это всемирно-историческая задача, в решение которой искусство может и должно внести свой весомый вклад: «Столетие назад Виктор Гюго сказал: «Всеобщий мир не только достижим. Он неизбежная цель. Можно только замедлить или ускорить ее достижение».

Великий француз подтвердил то, что еще веком раньше утверждал в своем трактате о вечном мире великий немец Кант.

Можно возразить на это, что после слов, сказанных Гюго сто лет назад, произошли две мировые войны. Однако исторический оптимизм Гюго не кажется мне наивным, ибо цель действительно остается неизменной, а убежденность переживших две мировые войны народов в необходимости достижения этой цели стала тверже, чем когда бы то ни было» 1.

О мире как великой цели человечества неизменно говорили великие представители художественной культуры и научной мысли разных эпох, подчеркивая, что от решения этой проблемы зависят судьбы всей мировой цивилизации.

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГУМАНИЗМ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В речи на XVII съезде ВЛКСМ Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев отметил: «Произведения советской литературы и искусства составляют наше бесценное духовное богатство, нашу социалистическую общенациональную гордость. Немалая часть из них вошла в фонд сокровищницы мировой культуры. Все замечательное, что создано советскими писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино, живет и будет жить в народе, служить торжеству наших великих идеалов».

В этих словах подчеркнуто то исключительное значение, которое Коммунистическая партия нашей страны придает работе художника, его роли и задачам в деле строительства коммунизма – самого гуманного общества, воплотившего вековые мечты народов. Художественная культура социалистического мира, и, прежде всего советская литература и искусство, является принципиально новым явлением в духовной и эстетической жизни человечества. Это культура, чьим идейным и творческим кредо был и остается принцип революционного гуманизма, требующий от каждого художника служения общенародной борьбе за торжество идеалов человеческого братства, подлинной свободы, всестороннего духовного и общественного прогресса, идеалов подлинной гуманности и нерушимого мира.

Это культура, несущая всем людям земли правду о социализме. И ее огромный авторитет в современном мире предопределен не только непреходящей художественной значимостью вершинных достижений советской литературы. Он предопределен прежде всего тем, что она выразила историческую истину, подтвержденную в наш бурный век всем ходом мирового развития: социализм, социалистический образ жизни, социалистические отношения между людьми являются магистральной дорогой человечества, потому что только социализм способен обеспечить дальнейшее обогащение гуманистических ценностей, накопленных человечеством, и осуществить на практике идеалы, близкие всем честным людям планеты.

Советская литература завоевывает сердца миллионов читателей далеко за пределами нашей Родины, деятельно участвуя в сегодняшней борьбе идей, защищая гуманизм и интернационализм в принципиальной полемике с буржуазными философскими и этическими концепциями и с реакционными эстетическими доктринами. Наши идеологические противники не первое десятилетие обвиняют советских художников в том, что их подход к проблеме человеческого бытия якобы является «односторонним», корят их неким нравственным «консерватизмом», эстетической «замкнутостью» и «провинциальностью». Дух и пафос советской литературы, ее конкретные свершения убедительно опровергают эти расхожие тезисы буржуазной советологии.

Наша литература всегда служила и будет служить задачам строительства социализма и коммунизма. Свою первейшую – и великую – обязанность она всегда видела в том, чтобы непосредственно помогать движению советского общества к новым рубежам социального и духовного прогресса. И вместе с тем, решая эту свою главную, необычайно ответственную задачу, советская литература тем самым вносит огромный, решающий вклад в художественное осмысление важнейших проблем, которые стоят перед искусством всего мира, перед всем человечеством. Проблем укрепления и развития тех новых, гуманных отношений между людьми и народами, которые подразумевают, говоря о духе Хельсинки. Проблем коренного оздоровления всей сегодняшней атмосферы в мире. Проблем борьбы за преемственность и обогащение великих гуманистических традиций, за многогранное творческое развитие истинной духовной культуры, за широкий диалог и обмен истинными ценностями духа и культуры на благо всех народов.

Вклад нашей литературы в решение всех этих проблем, приобретающих в условиях разрядки особую актуальность, определяется в первую очередь тем, что она занимает активную, наступательную позицию в сегодняшних спорах о человеке, его возможностях, уготованной ему судьбе, его роли на земле. Наша позиция – это позиция социалистическая, позиция революционного гуманизма, невозможная без веры в человека, в его огромный созидательный и нравственный потенциал. От художника эта позиция, избранная им по велению души, требует мобилизации всех творческих сил для того, чтобы помочь общественному прогрессу и утверждению подлинно человеческих норм бытия, и для того, чтобы помочь личности в выявлении резервов ее духовной энергии, которые должны быть направлены на решение грандиозных задач дальнейшего всестороннего развития общества и каждого человека по самым гуманным в мире законам социализма и коммунизма.

«Заслуга наших писателей, художников в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека – его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности». В этих словах Леонида Ильича Брежнева, произнесенных с трибуны XXV съезда КПСС, выражена революционно-гуманистическая сущность советской литературы. Именно своей новаторской концепцией человека и его места в истории советская литература внесла самый значительный вклад в мировую эстетическую сокровищницу, завоевав право служить авангардом художественного прогресса современности.

XXV съезд КПСС дал высокую оценку достижениям нашей литературы последних лет, плодотворно разрабатывающей проблематику, особенно важную на современном этапе коммунистического строительства, – тему труда, морали, нравственных исканий, гражданской активности, другие проблемы, к которым сегодня приковано внимание художников.

Литература – одно из самых действенных средств в решении этой задачи исторической значимости. И сегодня наша литература активно решает задачу, поставленную перед ней партией. Не будет преувеличением сказать, что нравственная проблематика, поиски героя, в котором выразились бы характерные черты нашей действительности – эпохи развернутого строительства коммунизма, такого героя, который воплотил в себе столь характерное для наших дней сознание прямой личной ответственности за все происходящее в мире и наделен подлинной гражданственностью и чистотой убеждений, сегодня определяют главное содержание многонациональной советской литературы.

В наши дни художник сознает особую ответственность за будущее человека, за духовное здоровье всего мира. Помогая нравственному воспитанию личности, писатели, работающие в самых разных жанрах, обращающиеся к самым разным жизненным пластам, вносят свой достойный вклад в дело духовного прогресса. Не прибегая к перечислительному принципу, который ведет к неполноте, все-таки в этой связи хотелось бы вспомнить имена М. Шолохова, Н. Тихонова, Г. Маркова, К. Симонова, Б. Полевого, К. Яшена, С. Михалкова, Э. Межелайтиса, М. Бажана, Ю. Бондарева.

Благодаря усилиям в первую очередь социалистических стран возникает новый климат в международных отношениях, который создает реальные предпосылки для решения насущных проблем духовного развития. Конечно, многое еще затрудняет движение народов по пути, намеченному в Хельсинки, и здесь, прежде всего надо сказать об усилении деятельности реакционных кругов на Западе, – она дает себя знать, причем порой особенно сильно, и в области культурной жизни, в области литературы и искусства.

Отстаивая принципы революционного гуманизма, широко участвуя в борьбе народов разных стран за мир и общественный прогресс, утверждая героя, для которого личное неотделимо от общественного и от проблем всего современного человечества, ведя принципиальную борьбу против всех проявлений идеологической реакции, советская литература выполняет свой долг перед временем и перед гуманистической мировой культурой.

Она выступает как подлинная наследница всей великой художественной культуры человечества, для которой борьба за идеалы гуманной общности людей и за нравственный прогресс человека всегда была самой возвышенной целью.

ПОИСКИ ПУТЕЙ К ЕДИНЕНИЮ

В свое время Лев Толстой, не устававший повторять, что высшее предназначение искусства определяется его долгом сплачивать людей вокруг идеалов добра и истины, с глубокой горечью писал, что в условиях антагонистического классового общества это призвание художественной культуры трудно осуществить. Великий писатель находил отличительное свойство искусства в его способности воспитывать человека, преодолевать разделенность людей. Об этом он писал в своем дневнике: «Думал еще к статье о науке и искусстве… Стал вспоминать и искать и следующий ответ. Нужно, чтобы знания служили благу – единению людей для того, чтобы они были важны. Единению людей служит, кроме любви, еще истина. Приходя к единой для всех истине, люди соединяются между собой» 2.

Сегодня мысль Толстого об искусстве и знании как могучем средстве единения людей для блага, для мира – необычайно актуальна. Усугубляющийся в эпоху империализма кризис духовной жизни, литературы и искусства разрушительно отразился на культурных связях народов, вызвал разобщенность художественной и научной интеллигенции разных стран мира. Ощущение одиночества, отсутствия солидарности и взаимопонимания людей – один из основных мотивов в искусстве XX века, и это, конечно, не случайно. У многих, даже гуманистических по своим устремлениям, художников Запада превалируют настроения беспомощности, бесперспективности, и их исток – разобщенность человечества. О ней с глубокой тревогой писали и те мастера художественной культуры XX века, которые и в подобных условиях сохранили верность мечте о человеческом братстве и убежденность в том, что оно рано или поздно окажется осуществленным.

В «Дневнике военных лет» Ромен Роллан не раз касается тех опасностей для человечества, которые влечет за собой разобщенность и националистическая узость в области культуры: «С начала войны эта узость проявилась еще более подавляющим образом;

  1. «Литературная газета», 29 октября 1975 года.[]
  2. Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 50 (юбилейное изд.), М. 1952, стр. 176.[]

Цитировать

Щербина, В. Проблемы мира – проблемы культуры / В. Щербина // Вопросы литературы. - 1976 - №12. - C. 97-119
Копировать