№7, 1964/Полемика

Правда, как ее понимает «Энкаунтер»

Слово «антология» – если верить лексиконам и толковым словарям – означает сборник лучших, избранных произведений. Мы знаем антологии античной драмы и современной поэзии, антологии эпиграмм и новелл. А недавно жанр антологии обогатился новым образчиком – сборником «Избранных статей», опубликованных за десять лет существования журнала «Энкаунтер».

Собственно, о самой антологии и о журнале «Энкаунтер» можно было бы и не говорить – настолько общеизвестна антикоммунистическая, реакционная направленность этого издания.

Если же возникает необходимость сказать о нем несколько слов, то к этому побуждает вводная статья, предпосланная антологии профессором Кембриджа сэром Денисом Броганом и опубликованная также в одном из номеров «Энкаунтер» 1. Дело в том, что эта статья, написанная, на первый взгляд, в сугубо академическом тоне, на деле имеет совершенно определенный политический подтекст. Она создает у неискушенных читателей заведомо неверное представление об этом журнале, его прошлом и настоящем.

В своей статье Д. Броган, стремясь замаскировать истинное лицо «Энкаунтер», пытается выдать его за борца против «конформизма», изобразить этот журнал наследником и продолжателем либеральных традиций таких изданий, как «Эдинбург ревью» или «Ревю де дё монд». Без ложной скромности Броган намекает на родство «Энкаунтер» с «периодическими изданиями, игравшими большую роль в духовной истории Европы в течение почти двухсот лет».

Между тем «Энкаунтер», изображаемый Броганом в виде поборника прогресса, на деле не имеет с прогрессом ничего общего, – напротив, он видит смысл своего существования в борьбе с идеями, опасными для буржуазного статус-кво. «До 1914 или 1917 года, – пишет сам Броган, – никто, вероятно, не предвидел, что создастся такая ситуация, при которой основной темой солидного журнала станут мощные покушения (?!) на спокойствие таких стран, как Британия и Соединенные Штаты».

С чьей стороны, по мнению Брогана, исходят эти «покушения», понять нетрудно. «Энкаунтер» изъявляет готовность взять на себя охранительные функции, ограждая «спокойствие» буржуазного мира.

Д. Броган уверяет читателей, что журнал считает своей насущной задачей бороться за правду. «Правда» же в понимании «Энкаунтер» это – антикоммунизм. Вместе с такими журналами, как «Прёв» во Франции и «Темпо презенто» в Италии, «Энкаунтер» взращен под эгидой так называемого «конгресса в защиту свободы культуры», который вкладывает в понятие культуры столь же своеобразный смысл, как «Энкаунтер» – в понятие правды. В то же время «Энкаунтер» – это плод англо-американского «культурного» сотрудничества. Среди его редакторов с самого зарождения журнала – английский поэт Стивен Спендер и американские литераторы Кристол и Ласки. Это «содружество» (не лишенное американских «субсидий») родилось в разгар холодной войны и продолжается поныне.

Такие журналы, как «Энкаунтер», имеют целью оказывать воздействие на интеллигенцию и – не в последнюю очередь – на те ее слои, которые испытывают сомнение в реальности духовных ценностей буржуазного мира. Для очень многих интеллигентов коммунизм перестает быть пугалом; они проникаются «опасными» мыслями о том, что времена холодной войны проходят, что социализм вовсе не враждебен культуре, а создает условия для ее расцвета, о том, что СССР искренне и честно добивается мира. Все более широкие слои англичан, людей самых различных воззрений и взглядов, охватывает движение мира.

Тех представителей интеллигенции, которые ступили на этот «опасный», с точки зрения «Энкаунтер», путь, Броган именует «клерками, изменившими своей миссии». А журнал он называет «оружием протеста против этого предательства клерков». Если вспомнить, что в предвоенные годы этот термин был в ходу, когда речь шла об интеллигентах мюнхенского толка – сторонниках «умиротворения» Гитлера, – то смысл проводимой Броганом аналогии станет очевидным:

  1. «Encounter», 1963, November.[]

Цитировать

Рубин, В. Правда, как ее понимает «Энкаунтер» / В. Рубин // Вопросы литературы. - 1964 - №7. - C. 171-174
Копировать