Портрет писателя
С. В. Рожновский. Генрих Бёлль. «Высшая школа», М. 1965, 103 стр.
Едва ли не каждое крупное произведение Генриха Бёлля почти сразу же после выхода в свет переводится на русский язык. К творчеству этого художника неоднократно обращались советские критики и литературоведы: Т. Мотылева, И. Фрадкин, Л. Копелев и др. Критико-биографический очерк С. Рожновского – первая изданная на русском языке монография о творчестве Бёлля. Здесь последовательно рассматриваются наиболее значительные произведения писателя. С. Рожновский верно подмечает, что переход Бёлля от малых форм «стори» к широким художественным полотнам был объективной закономерностью, вызванной главной творческой задачей писателя – показать лицо фашизма и войны.
Критически анализируя первый антивоенный роман Бёлля «Где ты был, Адам?», С. Рожновский справедливо указывает на ограниченный характер критики фашизма, данной в этом произведении.
Если в «Адаме» он с сочувствием говорит об интеллигентах, попавших в водоворот войны, то в «Бильярде в половине десятого» он беспощадно судит тех же интеллигентов за то, что они забыли заповедь «паси агнецев моих» и тем самым позволили восторжествовать силам реакции, условно названным «причастие буйвола».
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.