№1, 1972/Коротко о книгах

Польская монография о Погорельском

Jozef Smaga, Antoni Pogorielski, Zycleitworczoscnatleepoki. Wroclaw – Warszawa – Krakow, Wydawnictwo Polskiej Akademii Nauk, 1970, 180 s.

Творчество Антония Погорельского, поминаемое обычно «по поводу» в исследованиях о его великих современниках, заслуживает специального и подробного рассмотрения. Единственный опыт монографической работы о Погорельском в советском литературоведении – это статья Н. Степанова, по необходимости ограниченная жанровыми рамками предисловия. Поэтому необычайно отраден факт обращения к этой теме польского литературоведа Юзефа Смаги.

Книга Ю. Смаги обстоятельна и довольно широка по охвату материала. Анализ творчества Погорельского предваряется обзорным очерком развития русской прозы в первой трети XIX века. Отдельная глава отведена биографии Алексея Перовского, взявшего литературный псевдоним «Погорельский». Фактические подробности жизни писателя, собранные но разным источникам, тщательно учтены, хотя целый ряд эпизодов (например, пребывание Перовского в Дрездене) нуждается в дальнейшей разработке, невозможной без специальных архивных разысканий. Три главы монографии посвящены соответственно сборнику «Двойник», сказке «Черная курица» и роману «Монастырка». И очень интересна последняя глава Книги – «Художественная форма прозы Погорельского».

Круг проблем, возникающих при изучении жизни и творчества Погорельского, очерчен точно и достаточно полно (хотя обойден, например, интересный вопрос «Л. Тик и Погорельский»). Но вместе с тем хотелось бы видеть более подробное исследование некоторых из них. Так, во всех бея исключения работах о Погорельском изложение его биографии обособлено от анализа его произведений, Однако немалое числе биографических подробностей нуждается в интерпретации с точки зрения литературной позиции Перовского, обусловившей и его творческое своеобразие. В частности, заслуживает внимания литературная репутация Погорельского, отраженная и в «Доме сумасшедших» Воейкова, и в иронических выпадах «Московского телеграфа» против автора «Двойника» как представителя «литературных аристократов» на поприще прозы. Плодотворным был бы и стилистический анализ шуточных стихов Перовского в альбоме Неелова (к сожалению, только упомянутых Ю. Смагой), тексты которых следует ввести в научный оборот в связи с предысторией «прутковской» традиции, – не забудем, что один из авторов Пруткова, А. К. Толстой, литературно сформировался под непосредственным влиянием своего дяди – Перовского.

Цитировать

Тименчик, Р. Польская монография о Погорельском / Р. Тименчик // Вопросы литературы. - 1972 - №1. - C. 224-225
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке