№8, 1991/Религия и литература

Пологий скат…

В наше страшное время народ начинает утрачивать способность к самоочищению. Это означает, что он, например, не может решиться на то, чтобы, принеся покаяние, положить как бы новое начало своего исторического существования. С тем, чтобы, обновившись, твердо встать на почву всего когда-либо с ним происходившего. Самоочиститься – значит развязать узлы прошлого, чтобы уже больше не душили они нас. Вместо этого вся наша история – а помним мы ее на большую глубину – это живая открытая рана с взаимными все множащимися винами одних перед другими и всеобщее ожесточение и озлобление как итог. Злоба нарастает как слепое, безличное жало, а его возможная жертва – всякий человек. И нет в нашей стране никого, кто мог бы сказать народу внятное для всех слово, ведущее к очищению и новому началу, tier никого, кто обладал бы нужной для этого авторитетностью. Нет никого, кто, обладая авторитетом, остро чувствовал бы потребность в общем очищении.

Погружаясь во зло, многие полагают свою надежду на религию, на то, что она способна отвратить нравственное падение. Эти надежды небезосновательны. Однако никакая религия не способна усовершенствовать нравственность общества, пока оно в целом или в своем большинстве не ощутило потребности в новом историческом начале. Как в XIX веке церковь не способна была изменить направленность исторического движения, так не способна она сама по себе сделать это и сегодня. Кроме всего прочего, главное призвание религии и церкви отнюдь не состоит в исправлении нравов – они заняты установлением бытийного отношения человека к его Богу (о чем очень хорошо высказался С. Хоружий в журнале «Родина», 1989, N 7). Спасает вера, а не добрые дела. Добрые дела и нравственность следуют за верой и подтверждают ее, но все же они – привходящее, а не сущность. Сущность же – это во всем самое трудное; если она не дана просто, то обрести ее стоит подлинных, несомненных, нешуточных усилий. У нас же сейчас происходит массовое обращение к религии на почве широкого любопытства, вызванного уже тем, что внезапно открыли давно и тщательно замурованное окошко – то окошко, которое может, при благоприятных обстоятельствах, стать и окном к сущности, то есть к бытийному отношению человека и Бога. Однако для этого любопытство, пробудившееся от неожиданно распахнувшегося окошка, должно очиститься от всего пустопорожнего и суетно-мирского, а потому всякому, для которого за окном откроется настоящий вид, предстоит проделать внутри себя то же самое, что предстоит и всему нашему народу, если он сумеет все же выйти из порочного круга озлобления, – очиститься, откинув лишнее.

Не будем питать иллюзий и думать, что у многих, кто стал смотреть теперь в сторону религии, есть что-то существенное сверх проснувшегося любопытства.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1991

Цитировать

Михайлов, А.А. Пологий скат… / А.А. Михайлов // Вопросы литературы. - 1991 - №8. - C. 18-21
Копировать