№3, 2007/Зарубежная литература и искусство

Пограничье вместо подполья: Артур Шницлер как топограф души

Один из принципов рекламы заключается в том, чтобы представлять неизвестное через известное. Так создаются реноме, и так же продуцируются штампы. Судя по материалам Интернета, почти неизбежной преамбулой в представлении австрийского писателя Артура Шницлера (Arthur Schnitzler, 1862 – 1931) стало упоминание двух имен, выступающих своего рода гарантами качества его литературной продукции. Это, во-первых, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд, назвавший Шницлера в адресованном ему письме своим «двойником», во-вторых, классик кинематографа, американский режиссер Стэнли Кубрик. В перечне снятых им кинокартин последним номером значится скандальный, овеянный множеством легенд фильм «С широко закрытыми глазами» («Eyes Wide Shut», 1999). В основу сценария легла новелла Шницлера «Сновидение» (в оригинале – «Traumnovelle», 1926), действие которой было перенесено Кубриком в наше время. Свое восхищение талантом австрийского писателя режиссер выразил уже в одном интервью 1960 года, заявив: «Трудно найти писателя, более верно понимающего человеческую душу и более глубоко проникающего в образ мыслей, действий и истинную сущность людей, а также обладающего своего рода всевидящим взглядом – сочувственным, хотя и несколько циничным»1. Идея экранизации вынашивалась Кубриком с 70-х, немало времени понадобилось и Шницлеру, чтобы первоначальный, датируемый 1907 годом, замысел оформился в законченное произведение. Участие в картине голливудских суперзвезд Николь Кидман и Тома Круза обеспечило зрительский ажиотаж, подогретый фактом развода знаменитой четы. Говорили, что семейный конфликт был спровоцирован сюжетом фильма, словно бы запрограммирован в нем, – яркий пример подражания жизни искусству, воплощения идеи, столь популярной на рубеже XIX – XX веков. Спустя многие годы Кидман и Круз подтвердили расхожую фразу газетчиков, уверявших, что какое-то время жители Вены общались, флиртовали, влюблялись и хандрили по-шницлеровски##См.: Kraus K. Schnitzler-Feier // Kraus K. Schriften. Bd. 3: Literatur und Luge. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1987. S.

  1. Цит. по: Ruschel Chi: Vom Innen und Auben der Blicke. Aus Arthur Schnitzlers «Traumnovelle» wild Stanley Kubricks «Eves Wide Shut». Diss. Meinz, 2002. http://archimed.uni-mainz.de/pub/2002/0173/diss.pdf.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2007

Цитировать

Хвостов, Б. Пограничье вместо подполья: Артур Шницлер как топограф души / Б. Хвостов // Вопросы литературы. - 2007 - №3. - C. 168-210
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке