№10, 1970/Зарубежная литература и искусство

Поэзия в Боснии и Герцеговине

Географически расположенная в центре Югославии и в течение своей тяжкой истории часто столь далеко отстоявшая от литературной жизни всей страны, Босния и Герцеговина раньше не имела возможности тесных и широких контактов с миром. Наоборот, совсем как родная их Босния, загадочная, беспокойная и всегда новая, перерезанная быстрыми реками, несущимися сквозь пепельно-серые и зеленые горы, поэты Боснии и Герцеговины появлялись, как правило, нежданно для всех и отличались самобытностью и упорством. В этом тоже в какой-то мере особенность и послевоенной поэзии Боснии и Герцеговины.

Движения эстетического характера, поэтические объединения и тому подобные явления, столь частые в других краях, в Боснии и Герцеговине почти совсем отсутствовали. Лишь изредка возникали отдельные группы поэтов, друзей и знакомых, между которыми, однако, не было глубокой творческой близости. Поэт здесь чаще всего был предоставлен самому себе, своему одинокому дару и руководствовался собственным пониманием поэзии. Наши поэты были скорее порывисты, нежели интуитивны, скорее эмоциональны, нежели интеллектуальны. Многие из них вошли в литературу, возвестив о своем прекрасном таланте книгой стихов, а уж затем приобретали образование и формальные навыки – нередко с большим опозданием. Подобная ситуация в корне отличалась от условий, в которых творили многие другие югославские поэты; они чаще вступали в мир поэзии, имея солидную академическую подготовку я одинаково свободно ориентируясь как в отечественной, так и в иностранной литературе. У нас было иначе. Обучаемые самой жизнью, обладая удивительным запасом подлинных идей и чувств, поэты Боснии и Герцеговины, – лучшие из них, конечно, – обыкновенно с самого начала выступали как яркие индивидуальности. Они писали искренне и самоотверженно. И этим можно объяснить своеобразную ситуацию, возникшую в нашей поэзии: в ней всегда существовали друг с другом рядом и поэты, оставившие след в литературных летописях скорее своей неодолимой самоотверженностью, чем подлинным талантом, и поэты, вошедшие в историю благодаря созданным ими книгам, которые стали фактами настоящей литературы. Жизнь не обеспечивала пространства, не создавала возможности для проявления исключительности. Вот почему в литературе Боснии и Герцеговины так велико многообразие поэтических голосов, так рознятся поэты и по дарованию и по темпераменту, пафосу, по самим своим судьбам. Говорить об этой поэзии – значит перечислять имена одиноких, анализировать их внутренние конфликты, находя только самые общие связи между ними. Линия преемственности в поэзии Боснии и Герцеговины была не очень ясна и недостаточно исследована. Лишь в последние годы она выступила в более четких очертаниях. Теперь можно говорить о наших поэтах, не ограничиваясь обычным перечнем имен и хронологией, но пользуясь более широкими литературоведческими категориями.

Попытаемся кратко охарактеризовать хотя бы некоторые особенности поэзии Боснии и Герцеговины после второй мировой войны и, не ставя себе задачей обрисовать подробно творческий облик наших поэтов, рассказать о поэтических поколениях, выросших здесь, в основном в Сараево.

Не слишком богатая прошлая поэтическая история этих краев, где родилось и выросло несколько по-настоящему талантливых поэтов, получивших признание за пределами Боснии и Герцеговины, и первые послевоенные годы оставалась прежней. Поэзии грозили тогда две опасности. Одна из них, только на первый взгляд незначительная, но достаточно укоренившаяся как реликт, заключалась в поверхностной социальной патетике, приводившей к шаблонности и банальности в поэзии, лишавшей ее необходимой выразительности. В этом отношении поэзия тогда сильно уступала прозе, особенно новеллистике, где социальная проблематика выразилась глубоко и художественно; в литературе народов Югославии издавна знамениты «боснийские рассказчики», как назвал их литературовед Й.

Цитировать

Богичевич, М. Поэзия в Боснии и Герцеговине / М. Богичевич // Вопросы литературы. - 1970 - №10. - C. 85-89
Копировать