№1, 2023/Книжный разворот

Поэзия сумерек или симфония человечества: новые прочтения и интерпретации антологии «Сумерки человечества»: Коллективная монография / Отв. ред.-сост. Н. В. Пестова, Т. В. Кудрявцева. М.: Культурная революция, 2022. 352 с.

Культуртрегерам часто не везет. Издатели, составители антологий, редакторы гораздо реже становятся объектом исследований, чем собственно творцы. А ведь культуртрегерская деятельность несет в себе большой элемент оригинального творчества, а плюс к этому еще и делает чужое творчество видимым. Именно такой фигурой творческого культуртрегера был Курт Пинтус (1886–1975), фигура, к сожалению, недостаточно исследованная в отечественной и зарубежной германистике. Настоящую лакуну призвана заполнить коллективная монография под руководством Н. Пестовой и Т. Кудрявцевой, собранная на основе материалов конференции, прошедшей в феврале 2020 года в ИМЛИ РАН.

Авторам монографии удается представить Пинтуса, создателя знаменитой антологии экспрессионистской поэзии «Сумерки человечества» (1919), переиздающейся и по сей день, именно как творца. В статье Пестовой упоминается о его собственных стихотворениях, оставшихся в архиве, однако, к сожалению, эта перспективная тема дальше не развивается, хотя было бы интересно найти переклички или их отсутствие между собственными текстами Пинтуса и его литературным вкусом к другим произведениям, оказавшимся столь влиятельным.

Антология «Сумерки человечества», как убедительно демонстрируется в статьях, была построена по принципу симфонии, причем соответствия с Девятой симфонией Бетховена авторы находят не только на уровне целого, но и на уровне конкретных деталей, расположения отдельных стихотворений, обогащения смысла отдельного текста с помощью помещения его в новый контекст других стихотворений. Остается пожалеть, что упомянутый в антологии доклад В. Зусмана о музыкальной структуре предисловия, написанного Пинтусом для антологии, не превратился в статью1. Однако мысль о симфоническом характере собрания достаточно полно раскрывается в других статьях, в процессе «подробного анализа композиции и драматургии всей книги в целом» (с. 17), особенно в 110-страничной завершающей статье Пестовой «»Симфония новейшей поэзии»:

  1. Подробнее об этом и других докладах на конференции см.: [Колосова 2020].[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2023

Литература

Колосова Е. Ф. Международная конференция «Антология немецкого экспрессионизма «Cумерки человечества. Симфония новейшей поэзии»(1920). К столетию издания» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2020. № 3. С. 196–207.

Цитировать

Ковалев, Н.И. Поэзия сумерек или симфония человечества: новые прочтения и интерпретации антологии «Сумерки человечества»: Коллективная монография / Отв. ред.-сост. Н. В. Пестова, Т. В. Кудрявцева. М.: Культурная революция, 2022. 352 с. / Н.И. Ковалев // Вопросы литературы. - 2023 - №1. - C. 194-198
Копировать