№4, 1996/Мозаика

«Поэтическая душа нынешней войны» (А. Твардовский о лирическом цикле К. Симонова «С тобой и без тебя»). Вступительная заметка и публикация Р. Романовой

Ранней весной 1942 года вышел в свет сдвоенный ноябрьско-декабрьский номер журнала «Новый мир» за 1941 год.

Прекрасно помню реакцию бывших ифлийцев, ставших к тому времени студентами МГУ, на опубликованную в этом номере первую тетрадь лирического цикла Константина Симонова «С тобой и без тебя»: в библиотеки и к немногим счастливым обладателям журнала выстраивались очереди, стихи переписывали в невероятно дефицитные по тем временам тетради, блокноты, их заучивали наизусть, о них говорили, спорили. И по сей день в моем не столь уж большом архиве сохранился с тех пор синий блокнот с переписанными сначала почему-то карандашом, а потом уж обведенными чернилами всеми тремя тетрадями этого цикла с пометой выходных данных журналов.

Тема, затронутая в этих стихах, тема разлуки, ожидания, надежды, нашла отклик во многих сердцах: не было в стране семьи, где бы не ждали кого-то, не надеялись, не верили. Ждали возвращения родных и близких с фронта, ждали прекращения бомбежек, конца скитаниям, бездомности, бесприютности – война обернулась одной общей бедой «на всех, на все четыре года».

Однако из всего цикла ни с чем не сравнимая популярность выпала на долю стихотворения «Жди меня, и я вернусь…». Успех этого стихотворения можно, пожалуй, сравнить лишь с тем, как встречали на фронте каждую новую главу начавшего печататься осенью того же, 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда»»Василия Теркина».

Заключительные строки стихотворения:

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: повезло.

 

Не понять не ждавшим, им,

Как, среди огня,

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой –

Просто, ты умела ждать,

Как никто другой, –

каждый по праву мог отнести к себе: матери, ждущие сыновей, жены – мужей, невесты – женихов, сестры – братьев. Вся страна ждала.

Однако, как это не раз бывало в подобной ситуации, многие критики, да и читатели отнеслись к циклу стихов Симонова «С тобой и без тебя» не столь восторженно, как это случилось в ифлийской среде. Появись он в наши дни на фоне обнаженно-откровенных писаний «про это», никто бы глазом не моргнул, ухом бы не повел. Но тогда… После пуританской поэзии 30-х годов многих эти стихи повергли буквально в состояние шока: «Как можно?! Позволить себе такое!..» В среде обывателей ходили легенды, складывались байки. Ходил даже слух, будто сам верховный высказал сентенцию, что надо было бы издать их в двух экземплярах: один – ей, второй – автору.

Но минули годы. Нынешнее поколение молодых – сужу по реакции выпускных гуманитарных классов одного из московских колледжей – воспринимает эти стихи как очень честные, правдивые строки о большой и трудной любви, – тема, занимающая господствующее место в мировой лирике. И по сей день стихи эти сохраняют свою притягательную силу.

Последняя, третья, тетрадь цикла была опубликована в сдвоенном (N 11 – 12) номере журнала «Новый мир» за 1942 год, и буквально по свежему следу в номере первом журнала «Знамя» (следующего года) была напечатана статья В. Александрова, посвященная этому циклу1. Вероятно, одним из первых откликнулся на статью А. Твардовский. В посланном В. Александрову письме он подробнейшим образом разбирает не только этот цикл, но и высказывает свои суждения о творчестве К. Симонова вообще и стихах о любви в частности. Принимая многие положения В. Александрова, он вместе с тем зачастую не соглашается с ним, с некоторыми его похвалами, с отдельными критическими замечаниями.

Возможно, у читателя появится некоторое недоумение: каким образом находившийся на фронте Твардовский мог прочесть не только весь цикл «С тобой и без тебя», но и статью В. Александрова?Все объясняется очень просто: 21 апреля 1942 года (примерно тогда или чуть позже появился «Новый мир» с публикацией первой тетради цикла: подписан к печати 28 февраля – 27 марта 1942 года) Твардовский был откомандирован с Юго-Западного фронта, где он начинал войну, в распоряжение Политического управления Красной Армии2 и лишь во второй половине июня получил назначение на Западный фронт в редакцию газеты «Красноармейская правда». Перед отправкой на фронт навестил находившуюся в Чистополе семью3, а в конце декабря того же года он получил творческий отпуск для работы над «Василием Теркиным» и в течение 10 месяцев находился в Москве: 28 декабря 1942 года, 1 и 2 января 1943-го он выступал по Центральному радио с чтением глав «Василия Теркина» ## ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации). Ф. 6903. Оп. 15. Д.

  1. В. Александров, Письма в Москву (К. Симонов: «С тобой и без тебя» и «Стихи 1941 г.»). – «Знамя», 1943, N 1.[]
  2. А. Т. Твардовский, Собр. соч. в 6-ти томах, т. 6, М., 1983, с. 611.[]
  3. »Переписка двух поэтов. А. Т. Твардовский – М. В. Исаковский (1932 – 1970)». – «Неман», 1977, N 3, с. 158. []

Цитировать

Твардовский, А. «Поэтическая душа нынешней войны» (А. Твардовский о лирическом цикле К. Симонова «С тобой и без тебя»). Вступительная заметка и публикация Р. Романовой / А. Твардовский, Р. Романова // Вопросы литературы. - 1996 - №4. - C. 378-384
Копировать