№8, 1972/Коротко о книгах

Почету же дети смеются?

Борис Бегак, Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе, «Детская литература», М. 1971, 192 стр.

«Проблема юмора, к которой тяготеет автор этой книги, до сих пор остается «белым пятном» на карте науки о детской литературе, – пишет в своем предисловии Б. Бегак. – Этой книгой нам и хотелось бы напомнить, как важно для воспитания человека нового общества воспитание юмора средствами искусства».

Наряду с монографическими очерками об известных советских писателях, в книге немало страниц, действительно обогащающих наши представления о детской литературе, отечественной и зарубежной.

Любопытна, например, глава «Степка-Растрепка и его наследники». Многие, даже и специалисты, знают о «Степке-Растрепке» понаслышке, а между тем в свое время эта книга имела огромный успех, породила множество подражаний. Б. Бегак обратился «к истокам» и рассказал об этом значительном литературном факте со знанием дела и занимательно.

Несомненный интерес, при всей дробности характеристик и оценок, вызывает и глава о малоизвестном юмористическом еженедельнике для детей «Галчонок», который выходил в начале 10-х годов нашего века при участии сотрудников «Сатирикона». Это была одна из первых попыток строить детский журнал на новых началах, и автор хоть и критикует «маститых деятелей»»Сатирикона» за «модернизм», в то же время особое внимание обращает на само «стремление сатириконцев противопоставить смех удручаю» щей благонамеренности большинства детских журналов тех лет».

Не менее удачны обзоры зарубежных юмористических журналов для детей – они знакомят с традициями и принципами, на которые эти журналы опираются, с обычными для них темами и сюжетами, и даже пространные пересказы здесь не утомительны.

В книге с уважением говорится об эстетических потребностях ребенка в причудливом вымысле и игровых формах, настойчиво проводится мысль о плодотворности воздействия на юмористическую поэзию для детей фольклорного наследия, в особенности – традиций народной эксцентрики. Ополчаясь на бесталанные ремесленнические поделки, с их бессодержательностью мнимой актуальностью, критик, как правило, противопоставляет им стихи высокого художественного уровня.

Но такое ли уж «белое пятно» все то, о чем пишет критик? Ведь о стихах и сказках К. Чуковского, С.

Цитировать

Липелис, А. Почету же дети смеются? / А. Липелис // Вопросы литературы. - 1972 - №8. - C. 227-228
Копировать